Продолжаем знакомство с Нижним Новгородом. Прошлись по Чкаловской или Волжской лестнице. Немного одышались. Теперь — к Нижегородскому кремлю.
Нижегородский кремль — крепость в историческом центре Нижнего Новгорода и его древнейшая часть, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс города.
Как свидетельствует летопись, в 1221 году великим князем Владимирским Юрием Всеволодовичем был основан Нижний Новгород, защитой которому служили деревянно-земляные укрепления.
Первая попытка замены деревянной крепостицы ([разг.] крепостцы) на каменный кремль относится к 1374 году. В это время князь Дмитрий Константинович заложил белокаменный кремль.
Однако, из-за финансовых и политических проблем была построена только одна башня — Дмитриевская, которая не сохранилась до наших дней. Современная Дмитриевская башня была построена на полтора века позже вместе со всем Кремлём.
Колокольня без собора.
К западу от Спасо-Преображенского собора стояла его колокольня. После пожара 1715 года, в результате которого старая рубленая колокольня сгорела, а её колокола превратились в бесформенные куски металла, по наставлению митрополита Нижегородского и Алатырского Сильвестра (Волынского) была возведена новая, каменная колокольня в виде восьмигранного столпа с шатровой крышей.
После окончания строительства в 1716 году на неё с Часовой башни кремля были перенесены древние часы, приведённые боем к малым «зазванным» колоколам, общее число которых достигло в начале XVIII века двенадцати.
В июле 1896 года храм посетил император Николай II с супругой в рамках посещения грандиозной Всероссийской выставки 1896 года.
После революции кафедральный собор был закрыт для богослужения в августе 1918 года. В 1924—1929 годах была разобрана колокольня, а сам храм был взорван в 1929 году в связи со строительством Дома Советов. Перед взрывом (в период с 22 по 27 февраля 1929 года) была вскрыта часть находившихся в соборе гробниц; останки предоставлены Губмузею.
После взрыва собора, уже при рытье фундамента под Дом Советов, «вспомнили» о гробнице Минина, и останки, обнаруженные в ней, были переданы в музей. В 1962 году, к 350-летию событий 1612 года, останки Минина были перезахоронены в Михайло-Архангельском соборе.
И посмотрим на выставку военной техники у стен Нижегородского кремля. Техника, выпускавшаяся Горьковскими предприятиями.
Горьковчанам — доблестным труженикам тыла. Промышленность работала на полную мощность. Всё для фронта!
С-13 — дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии IX-бис Краснознамённого Балтийского флота (КБФ) Военно-морского флота СССР. Несла службу с 25 апреля 1939 года по 7 сентября 1954 года.
Принимала участие в четырёх боевых походах во время Великой Отечественной войны (1941—1945), по итогам которой заняла первое место по суммарному тоннажу потопленных судов противника.
30 января 1945 года советская подводная лодка «С-13», находясь под командованием капитана 3-го ранга Александра Ивановича Маринеско, в 21:15 обнаружила шедшее в сопровождении эскорта транспортное судно «Вильгельм Густлофф» военно-морского флота нацистской Германии.
Подводная лодка начала преследование вражеского судна и в 23:08 с дистанции 4,8 кабельтовых атаковала его тремя торпедами с надписями «За Родину!», «За советский народ!» и «За Ленинград!»(четвёртая торпеда застряла в торпедном аппарате). Все три торпеды попали в цель, «Wilhelm Gustloff» получил сильные повреждения и затонул через 40 минут.
Оценки до сих пор неоднозначные. Ну это как водится после 1991 года.
Лавочкин Ла-7 — советский одномоторный одноместный истребитель-моноплан. Ла-7 является дальнейшим развитием самолёта Ла-5ФН. Разработан ОКБ-21 (г. Горький) под руководством С. А. Лавочкина.
В качестве вооружения на Ла-7 могли устанавливаться пушки 2 × 20-мм ШВАК или 3 × 20-мм Б-20 с гидромеханическим синхронизатором, обеспечивавшим стрельбу через вращающийся воздушный винт самолёта (большинство Ла-7 вооружалось двумя пушками ШВАК с боезапасом по 180 снарядов на ствол). В состав боекомплекта входили бронебойно-зажигательные снаряды массой 96,6 г (способны со 100 м пробивать броню толщиной до 20 мм по нормали) и осколочно-зажигательные снаряды массой 96 г.
На двух подкрыльевых узлах возможна подвеска бомб массой до 100 кг (на каждом). Наиболее часто использовались фугасные авиабомбы ФАБ-50 и ФАБ-100, а также зажигательные ЗАБ-50 и ЗАБ-100; 50 кг и 100 кг соответственно. Позади кресла пилота установлена бронеспинка толщиной 8,5-10 мм (в зависимости от года выпуска).
Интересная штука.
БА-64 — советский лёгкий бронеавтомобиль периода Второй мировой войны. Спроектирован в июле — декабре 1941 года на шасси полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-64 с использованием довоенных советских наработок по полноприводным бронеавтомобилям нового поколения, а также опыта, полученного при изучении трофейных германских бронеавтомобилей.
БА-64 стал первым советским серийным полноприводным бронеавтомобилем, остался единственной машиной этого класса, принятой на вооружение в СССР в годы войны, а также стал последним советским бронеавтомобилем классического типа.
Всего в ходе серийного производства БА-64, с апреля 1942 по начало 1946 года, было выпущено 9070 бронеавтомобилей, включая машины на его базе.
БА-64 активно использовались советскими войсками с лета 1942 года и вплоть до конца войны, преимущественно в роли разведывательных машин, но также и для непосредственной поддержки пехоты. В послевоенные годы БА-64 использовались в основном в качестве учебно-боевых машин и были сняты с вооружения Советской Армии в первой половине 1950-х годов. БА-64 также поставлялись ряду союзных СССР стран и в незначительных масштабах использовались армией КНДР в Корейской войне.
И еще про автомобили.
ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б — советские военные полноприводные легковые автомобили с упрощённым открытым кузовом, имевшим вырезы вместо дверей. Представляли собой дальнейшую модернизацию модели ГАЗ-64.
Как и она, созданы под руководством ведущего конструктора В. А. Грачёва на базе агрегатов ГАЗ-М1. На завершающей стадии Великой Отечественной войны и позже Корейской войны ГАЗ-67Б широко использовался как штабной и разведывательный автомобиль, перевозчик пехоты и раненых, а также как лёгкий артиллерийский тягач.
После войны ГАЗ-67Б активно использовался не только в армии, но и в МГБ, МВД, геологоразведке, лесном и сельском хозяйстве и т. д. На его базе выпускалась бурильно-крановая гидравлическая машина БКГМ-АН (первый в мировой практике случай применения бурильно-крановой машины на легковом автомобиле), а также снегоочистители.
ГАЗ-АА («полу́торка») — советский среднетоннажный грузовой автомобиль Нижегородского (в 1932 году), позже Горьковского автозавода, грузоподъёмностью 1,5 т (1500 кг), известный как полуторка.
Образцом послужил американский грузовик Форд модели АА образца 1930 года, но впоследствии перепроектирован по отечественным чертежам.
А теперь пройдем на собственно стены. Нелёгкий маршрут. Но даже нытикам придется дойти до финиша.