Прогулка по Большой Покровской улице не была непрерывной. Сходили еще в сторону — посмотрели всякое разное. И главное — на высокий берег реки.
После роскошной, богатой Большой Покровской сворачиваем на Грузинскую улицу. И здесь уже другой мир. Только что герань на окнах не стоит.
Еще один дом. Из очень старого необитаемого дома сделали арт-объект: Дом титулярной советницы Воробьевской (1905 год).
Ну что сказать. Или полёт фантазии, или хорошая коммерческая жилка, позволяющая прочувствовать новые тенденции.
Перейдем через знаменитый овраг. Здесь -это вам не у крепости. Просто зоросший овраг.
Но довольно высокий. Даже страшно вниз смотреть.
Переходим овраг (овражище). Еще одна церковь. И о начале ее истории в ямских слободах.
Издавна стоявший на оживлённом пересечении торговых путей (из Москвы, Владимира и Мурома в Понизовье, из Арзамаса — в Балахну и Ярославль, из Казани и Сибири — в центр России) Нижний Новгород имел развитую систему ямской государевой службы. В XVI—XVII веках ямские слободы располагались в районе Започаинья по сторонам Ильинской улицы, занимая обширные территории. В слободах были выстроены дворы гонщиков с огородами, садами и просторными выгонами для лошадей.
Ямщики, обязанные перевозить государственные грузы и государевых людей, находились в привилегированном положении: не платили податей; были неподсудны местным воеводам (могли быть судимы только по челобитным в Москве и только два раза в году в Ямском приказе); имели право заниматься ремёслами и промыслами, развозя продукцию на своих же подводах; могли беспошлинно варить пиво для собственного хозяйства. В тот период ямщики считались состоятельным сословием.
В конце XVI века в Нижнем Новгороде насчитывалось только 50 ямщиков, но к середине XVII века в связи с возросшим грузопотоком в Започаинских ямских слободах было выстроено уже 138 нетягловых дворов, с общим числом гонщиков — 320 душ[1].
В центре ямских слобод стояла рубленая приходская церковь. В 1621—1622 годах о ней писали в источниках:
«на Ильинской Большой Московской проезжей улице, в Ямской слободе, церковь Вознесения Христова деревяна, клетцки, с папертью. А в церкве: образ местный Вознесение Господа нашего Исуса Христа в киоте на красках, да на тябле деисус… да на колоколнице два колокола. А церковь и в церкве образы и книги, и колокола — строенье мирское».
И к домику Каширина — деда Алексея Пешкова — писателя М. Горького (1868-1936).
… Дошли до конца съезда. На самом верху его, прислонясь к правому откосу и начиная собою улицу, стоял приземистый одноэтажный дом, окрашенный грязно-розовой краской, с нахлобученной низкой крышей и выпученными окнами.
С улицы он показался мне большим, но внутри его, в маленьких полутемных комнатах, было тесно; везде, как на пароходе перед пристанью, суетились сердитые люди, стаей вороватых воробьев метались ребятишки, и всюду стоял едкий, незнакомый запах. Я очутился на дворе.
Двор был тоже неприятный: весь завешан огромными мокрыми тряпками, заставлен чанами с густой разноцветной водою. В ней тоже мокли тряпицы. В углу, в низенькой полуразрушенной пристройке, жарко горели дрова в печи, что-то кипело, булькало, и невидимый человек громко говорил странные слова:— Сандал — фуксин — купорос…
Рано осиротев, Алексей провёл детские годы в семье деда по матери Василия Каширина в Нижнем Новгороде, в частности в доме на Почтовом съезде, где c 1933 года располагается музей (официально открыт в 1938 году). С 11 лет вынужден был зарабатывать — идти «в люди»: работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, пекарем, учился в иконописной мастерской.
Читать Алексея научила мать, дед Каширин обучил азам церковной грамоты. Недолго учился в приходской школе, потом, заболев оспой, вынужден был прекратить обучение в школе. Затем два класса отучился в слободском начальном училище в Канавине, где жил с матерью и отчимом.
Про веселое детство.
Интересная цеерковная архитектура:
Церковь Успения Божией Матери — церковь в Нижнем Новгороде; входит в состав Центрального Архиерейского подворья наряду с Вознесенским и Сергиевским храмами. Является единственным в истории каменного зодчества храмовым зданием XVII века с покрытием главного объёма в виде «крещатой бочки в четыре лица».
Бочка в архитектуре — устоявшееся в русской традиции обозначение своеобразного типа крыши гражданских и церковных зданий. Имеет сложную конфигурацию и по форме представляет собой незамкнутый цилиндр или, реже, полуцилиндр, с повышенным и заострённым верхом, в результате чего на фасаде образуется килевидный фронтон, напоминающий храмовую главу — «луковицу» в разрезе.
Интересен также и теремок на Ильинской горе.
Палаты А. Ф. Олисова (Дом Левина) — памятник градостроительства и архитектуры в историческом районе Започаинье (Ильинская слобода) Нижнего Новгорода. Построены в 1676 году. Вместе с церковью Успения Божией Матери составляют архитектурный ансамбль посадской застройки Нижнего Новгорода XVII века.
Род Олисовых берёт начало в XVI веке: Жданко Олисов был земским дьяком и в 1572 году составлял кабальные записи на жителей Нижнего Новгорода. В 1666 году Афанасий Олисов, потомок дьяка, занял должность нижегородского таможенного главы, спустя два года стал крупным поставщиком хлеба в Москву.
В 1672 году Олисов прибыл в Астрахань, где заведовал царскими соляными и рыбными промыслами.
Во время сложных для Нижнего Новгорода политических и финансовых событий лета 1676 года возле Успенской церкви на Ильинской горе, возведённой в 1672 году на средства Олисова, были выстроены каменные палаты, отвечавшие возросшему статусу купца. Строительство возглавлял сын Олисова, названный родителями также Афанасием.
И к парку 800-летия города. Денежки вложили хорошо. От Газпрома.
Рельефный парк свяжет нижнюю и верхнюю части города с помощью сети благоустроенных террас. В этом году благоустроена центральная часть террасного парка набережной Федоровского.
Там обустроили променад, амфитеатры со скамейками, качелями и гамаками. Ограждения заменили на деревянный настил. Здесь появились спортивная и детская площадки, а также место для выгула собак. Склон дополнительно озеленили.
Можно прогулятся по настилам. Там же посидеть. Ребятишкам, наверное, здорово побегать по горушкам.
Но как-то всё… Не о Волге что-ли и не об Оке. Так, освоили средства на очередной проект. Что-то к ручонкам прилипло.
И про путешествия и путешественников.
Жанровая композиция, посвященная Жюлю Верну, стала первой в России и шестой в мире. Она представляет собой путешественника, летящего на воздушном шаре. По задумке автора этим путешественником является сам писатель.
Установленный̆ на постаменте воздушный шар воссоздает момент отрыва от земли, что является символом полета фантазии. Бронзовая фигура писателя выполнена в реалистичном стиле в натуральную величину.
И хотя погоды были нехорошие в Нижнем в эти три дня, как же замечательно побродить на высоком берегу. Или Волги, ил Оки. Да здравствуют путешествия!
И одно из самых втыкательных мест в городе. Вид на Стрелку со Скамейки счастья. Правда, на ней не посидеть просто так. Очень уж высока для обычного человека.
Ну, за счастье.
А теперь назад на Большую Покровскую улицу, затем к Кремлю и — к фуникулеру.