Доехало наше колесо, наконец, до Казани. Но времени немного. Поэтому сразу к Кремлю. Идет «приятный» летний дождь. Ну что ж, пройдемся.
Казанский кремль (тат. Казан кирмәне) — древнейшая часть и цитадель Казани, комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников, раскрывающих многовековую историю города: археологические остатки первого (XII—XIII вв.), второго (XIV—XV вв.) и третьего городищ (XV—XVI вв.), собственно белокаменный кремль, ряд храмов и зданий, имеющих большую историко-архитектурную и культурную ценность.
Официальная резиденция Главы Республики Татарстан; объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2000 года и культурного наследия России федерального значения. Главная городская достопримечательность и «визитная карточка» Казани.
Расположен на мысу высокой террасы левого берега Казанки на участке её течения в центре города, за более чем километр от её устья. Территория кремля представляет в плане неправильный многоугольник, повторяющий очертания кремлёвского холма, вытянутый с северо-запада, от реки Казанки, на юго-восток, к Площади 1 мая. Продольные стены и склоны выходят к площадям Тысячелетия (юго-западные) и Дворцовой (северо-восточные).
После осады Казани Иваном Грозным в 1552 году крепость лежала в руинах. Для строительства нового белокаменного кремля царь призвал псковских зодчих Постника Яковлева и Ивана Ширяя (строителей храма Василия Блаженного), как повествует летопись «Стены градные разбитые и горелые государь назидати повеле», для чего псковским старостам «да с ними церковному и городовому мастеру Постнику Яковлеву да каменщикам псковским Ивашку Ширяю со товарищи к весне в Казани новый город Казань делати, прибрати двести человек псковских каменщиков, стенщиков да ломцев, сколько будет человек пригоже».
Крепость была значительно расширена, 6 башен (из 13) построили из камня (пять были проездными), но в XVI веке удалось лишь на треть заменить деревянные стены (общей протяженностью 1800 метров) каменными и большую часть стен и башен кремля возвели из дуба. Только в начале XVII века происходит окончательная замена деревянных оборонительных сооружений Казанского кремля на каменные.
Четырёхъярусная Спасская башня с надвратной церковью Спаса Нерукотворного — главный въезд в Казанский кремль — расположена в южном прясле крепостной стены. Возведена в XVI веке псковскими зодчими Иваном Ширяем и Постником Яковлевым по прозванию «Барма». Башня неоднократно перестраивалась, во все века ей как главной кремлёвской башне уделяли особое внимание.
Башня получила своё название от иконы Спаса Нерукотворного, которая находилась над её вратами. В Казанских писцовых книгах 1566—1568 гг. об основании Кремлёвской церкви, Спасская церковь именовалась «Спас Нерукотворенный, иже на вратех». Икона Спаса представляет собой точную копию со знамени Ивана Грозного (в настоящее время знамя в Оружейной палате), водруженного в ходе сражения за город на месте будущей башни.
В армии Гайнан Курмашев (род.1919) окончил школу младших командиров и получил звание лейтенанта. Участвовал в советско-финской войне, после её окончания служил в Гомельской области. С первых дней участвовал в Великой Отечественной войне. Являясь командиром разведчиков, в 1942 году в составе особой группы он с характеристикой абсолютно надёжного и проверенного человека был с заданием заброшен в тыл врага и попал в немецкий плен. Там его перевели в лагерь для военнопленных в Демблине (Польша). Здесь из советских военнопленных из народов Поволжья — татар, башкир, удмуртов, чувашей — немецкое командование формировало легион «Идель-Урал».
Оказавшись в составе этого легиона, Гайнан Курмашев, Муса Джалиль и несколько других татарских военнопленных создали подпольную организацию, деятельность которой была направлена на разложение легиона изнутри. Несмотря на свою молодость (он был моложе всех остальных участников подполья), Гайнан Курмашев возглавил эту организацию под кличкой Григория Курмаша.
Усилия подпольщиков привели к тому, что легион был взорван изнутри. Первый же батальон легиона, направленный на подавление партизанского движения в Витебскую область, 23 февраля 1943 г. почти в полном составе с оружием в руках перешёл на сторону партизан.
Из-за деятельности специально засланных провокаторов подполье оказалось раскрыто, а все его члены (около сорока человек) в августе 1943 года были арестованы. Суд приговорил подпольщиков к смертной казни. В решении второго имперского суда, озаглавленного «Курмашев и десять других», первой и отдельной строкой был дан приговор и Гайнану Курмашеву.
Уже на территории Кремля. Или современное искусство. Или просто человек в Счасье на данный момент.
Видимо, влюблённая дама.
После распада Золотой Орды — кремль стал центром Казанского ханства, просуществовавшего с 1445 года по 1552 год. Осенью 1445 года ордынский хан Улу-Мухаммед с отрядом в 3 000 воинов захватил Казань, казнил булгарского князя Алимбека, основав таким образом Казанское ханство на руинах Волжской Булгарии, и вскоре возобновил ордынскую систему сбора дани с Московского княжества.
Ханская цитадель (Арк) была обнесена дубовыми (возможно местами каменными) стенами, толщиной до 9 метров с 4 проездными башнями: Нур-Али (Муралеевы), Елбугины, Большие и Тюменские ворота. Илистый Булак (от тат. «рукав», протока, соединявшая реку Казанку и озеро Кабан) защищал крепость с запада; а с наименее защищённой юго-восточной стороны крепость была огорожена глубокими рвами. В комплекс ханского двора входили сам дворец (возможно, Большая палата согласно Писцовой книге), Ханская мечеть с мавзолеями (ханов Махмуда, Мухаммед-Эмина и др.), административные и хозяйственные постройки.
Андрей Курбский оставил такое описание Казани: «а от Казань-реки гора так высока, иже оком воззрити прикро; на ней град стоит и палаты царские и мечети зело высокие, мурованные, идеже их умершие царие клались, числом памятимися, пять их…» («мурованные» — каменные).
Соборная мечеть имела, по преданию, 8 минаретов, при мечетях находились медресе и мавзолеи (дюрбе).
Есть все основания полагать, что внешний облик мечетей был сходен с каменными строениями того же времени в Касимове и Булгаре, где гладкие плоскости стен контрастируют с изящными резными и керамическими вставками элементов декора.
Также известно о нахождении внутри Кремля мечети Нур-Али (ближе к современной Тайницкой башне) и, возможно, Отучевой мечети.
Мечеть «Кул-Шариф» (тат. «Кол Шәриф» мәчете) — главная джума-мечеть республики Татарстан и города Казани (с 2005 года)[1], расположенная на территории Казанского кремля. Одна из главных достопримечательностей города.
Строительство храма было начато в 1996 году как воссоздание легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства, центра религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Историческая мечеть была разрушена в октябре 1552 года во время штурма Казани войсками Ивана Грозного. Воссозданная мечеть названа в честь последнего имама сеида Кул Шарифа, одного из предводителей обороны Казани.
Недавно были споры по поводу выпуска новой купюры в 1000 рублей. Мол, храм без креста. Это просто музей уже много лет.
К празднованию тысячелетия Казани в 2005 году было решено законсервировать и выставить на обозрение руины мавзолея. Два захоронения, сохранившихся наилучшим образом, сохранены в первоначальном виде, над ними сооружён стеклянный купол. В 2006 году рядом поставлен памятный камень с именами ханов, похороненных в мавзолее.
В 2017 году часть останков ханов и их родственников, обнаруженных в мавзолее, перезахоронена в новой гробнице, поблизости от старой.
С 1552 по 1918 год собор был кафедральным храмом Казанской епархии Русской церкви (в настоящее время кафедральным является Никольский собор), здесь веками совершались рукоположения священников, а с конца XIX века и хиротонии епископов (здесь были посвящены в епископский сан Антоний (Храповицкий), Андрей (Ухтомский)).
Благовещенский собор Казанского кремля — самый удалённый образец псковской архитектурной школы и самый древний из сохранившихся памятников истории и архитектуры в ансамбле кремля и города.
Башня Сююмбике (тат. Сөембикә манарасы, Sөyembikə manarası) — проездная дозорная (сторожевая) башня в Казанском кремле; архитектурный символ Казани. До XIX века именовалась «проездная башня оберкомендантского дома со шпицем».
Относится к «падающим» башням, так как имеет заметный наклон в северо-восточную сторону. Отклонение её шпиля от вертикали составляет 2 м. Общая высота равна 58 метрам (34 саженям 6 футам).
Вокруг происхождения башни существует несколько легенд, обыгрывающих её народное название, но не имеющих никакого научного обоснования:
-Башню построила казанская царица Сююмбике, чтобы увековечить память о своём любимом супруге Сафа-Гирее после его смерти в 1549 году.
—Семь ярусов башни символизируют семь дней, за которые она была возведена Иваном Васильевичем после взятия Казани в 1552 году. Инициатором строительства называют ту же Сююмбике, которая сбросилась с седьмого яруса. В разных версиях приводятся разные причины её поступка. Например, туристам рассказывают, что русский царь будто бы предложил взять её замуж.
— Башня была перестроена из минарета ханской мечети, возведённого по приказу Сююмбике.
Эти городские легенды так или иначе восходят к романтическим историям XIX века, отмеченным во многих тогдашних путеводителях по Казани.
Тогда же среди татарского населения Казани существовала легенда о том, что в позолоченном шаре, установленном на шпиле башни, хранятся некие документы ханского периода. По просьбам татарской общины губернатор Казани приказал снять и изучить шар. Документов внутри не оказалось, однако, как утверждали очевидцы, шар был проржавевший и дырявый, что облегчало потерю документов, если они там и были.
Везде легенды. Что удобно для туристического бизнеса.
Проездная башня построена во второй половине XVI века псковскими мастерами Иваном Ширяем и Постником Яковлевым на месте взорванной во время осады башни Нур-Али (Муралеевой, как звали её русские в XVI веке) ханской крепости.
Свое первое название башня получила от церкви Николы Чудотворца и стала называться Никольской. Затем, башня была переименована и получила название Тайницкая, так как находилась рядом с взорванным тайником – подземным ходом к источнику, из которого защитники крепости брали питьевую воду во время осады 1552 года.
Изначально прямоугольная кирпичная башня была одноярусной, имела коленчатый проезд, наверху завершалась прямоугольными зубцами и деревянным четырехгранным шатром. Свой нынешний облик башня приобрела в XVIII веке, стала двухъярусной. Переход между первым и вторым ярусами оформлен в виде террасы с каменным парапетом. Бойницы башни были обращены в сторону реки Казанки. Башня имеет деревянную шатровую кровлю, а поверх шатра возведена караульня, завершающаяся вверху вращающимся знаком Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО.
В Казани у стен казанского кремля есть памятник — немолодой мужчина ведет под уздцы лошадь, запряженную в телегу; на телеге сидят с портфелями несколько детишек. Между детьми на телеге специальное место — специально, чтобы фотографироваться; при желании можно забраться и на лошадь.
Это памятник благотворителю — Асгату Галимзянову.
Благотворительную деятельность он начал с помощи детскому дому в Казани: купив целую телегу яблок, груш и апельсинов, отвёз её детдомовцам (фрукты в то время могли себе позволить далеко не все семьи). В дальнейшем также покупал для детей фрукты и тёплую одежду, приобрел «Ниву» и автобус ПАЗ.
Много времени он проводил с детьми, катая на телеге. Деньги он перечислял почти во все детские дома Татарстана, Чувашии и Башкортостана, в несколько домов престарелых, пострадавшим во время аварии на Чернобыльской АЭС, в разрушенную землетрясением Армению, семьям погибших на подводной лодке «Курск». (https://loginov-lip.livejournal.com/1543695.html)
И о драконе:
Современный герб города Казани был принят в 2004 году. Он представляет собой изображение на четырехугольном, с закругленными нижними углами, заостренном в оконечности геральдическом щите.
На гербе изображен дракон Зилант – мифическое существо из татарских легенд. Зилант присутствует на гербе города с незапамятных времен — уже в XVI веке (по другим данным – в XVII веке), едва Казань стала русским городом.
Геральдическое описание изображения гласит: «В серебряном поле на зеленой земле черный дракон с червлеными крыльями и языком, с золотыми лапами, когтями и глазами, увенчанный золотой короной. Щит увенчан Казанской шапкой».
Дракон является силой созидательной и благоприятствующей человеку, обладает космической сверхъестественной силой, символизирует мощь, величие, жизнь, свет, мудрость, непобедимость, бессмертие и вечное возрождение. Язык в форме стрелы означает импульс, быстроту и целенаправленность. Земля — хранительница жизни и богатств, символ жизни. Корона — символ достижения высокой ступени развития. Казанская шапка указывает на статус Казани как столицы территорий и их древние традиции.
А завтра жара, и новая прогулка по Казани.