И вот наша финальная точка июльского путешествия — Торжок. Как-то были в Торжке лет семь лет назад — в марте. А теперь посмотрим летом.
Монастырь «не имеет клочка писанной истории вплоть до XVI века, и списки настоятелей открываются ставленниками Грозного».
Из житийной литературы XVII века следует, что монастырь основал в 1038 году боярин Ефрем, бывший конюшим киевского князя Владимира I Святославича. Причиной, подвигшей боярина к основанию монастыря, было убийство Святополком Бориса и Глеба, после которого он решил удалиться от светской жизни и заложить монастырь на берегу реки Тверцы.
Изначально боярин Ефрем якобы основал обитель на возвышенности у реки, а в 1038 году был построен храм, получивший название Борисоглебского в честь Бориса и Глеба и давший название всему монастырю.
Все здания в нынешнем монастыре построены значительно позднее: 17-19 века.
В 1804-1811 годах построена колокольня с надвратным храмом Спаса Нерукотворного Образа. Самое высокое здание в городе — высота более 50 метров со шпилем.
Поднимались мы на ту колокольню семь лет назад (Пожертвование — 100 рублей). Выглядело печально. Сейчас — другое дело. Но работы ещё не закончены — и денежку берут в другом месте.
И на работу археологов поглядим. На разные культурные слои.
Западный и восточный фасады оформлены двухколонными портиками, а северный и южный — шестиколонными. Благодаря такой планировке собор величественно смотрится со стороны города.
Архитектурной архитектурной доминантой ансамбля является Свечная или Розовая башня – самая поздняя постройка монастыря. Она была возведена в 1868–1874 гг. по проекту архитектора Степана Ивановича Гребенщикова на месте старой башенки, которая была частью монастырской ограды.
Строение решено в стиле эклектики, а декор представляет собой результат смешения двух архитектурных стилей – неорусского и готики. (https://viemusei.ru/novosti/v-fokuse-hranitelya-svechnaya-bashnya-borisoglebskogo-monastyrya/)
Совсем немного можно вдоль стены пройтись.
И вместо колокольни Спасской церкви теперь пускают на Свечную башню. Высота, конечно, не та. Но окрестности тоже можно осмотреть.
И вот — виды Торжка.
Ремонтные работы еще не закончены.
Лето… Ах, как хорошо.
Вдалеке виднеется деревянная Тихвинская церковь. Скоро к ней сходим.
Каменная Введенская церковь является самой древней из сохранившихся в Торжке. Она посвящена празднику Введения Богородицы во храм. В литературе встречаются разные датировки возведения каменного Введенского храма.
Историки Торжка XIX в., иеромонах Илиодор, священник И. Колосов и архиепископ Тверской и Кашинский Дмитрий, утверждают, что каменная Введенская церковь с колокольней была построена в 1620 г. Есть предположение, что строителем церкви был архимандрит Иоасаф, впоследствии ставший патриархом Московским и всея Руси.
В этом случае называют иную дату построения храма – 1672 г. или 1673 г. П.Д. Малыгин полагает, что Введенская церковь и колокольня строились отдельно. Сначала, до 1661 г., была возведена каменная колокольня, а в 1672 г. – церковь.
Известно, что построена церковь была на месте деревянной (одноименный деревянный храм был сооружен в монастыре при архимандрите Мисаиле в 1552-1586 гг.), сожженной поляками в 1609 г. вместе с его настоятелем Константином, 17 монахами, укрывшимися на колокольне, и некоторыми жителями Торжка. Впоследствии Константин почитался в городе как святой.
И еще немного побродим по Торжку, пока силы есть. Но сначала — попробуем пожарские котлеты в Монастырской трапезной.