Посмотрим, как начиналась весна. Потом она опять закончилась в мае. Но все-таки… Съездили в середине апреля к Ладожскому озеру. По традиции к знакомым местам.
Первая остановка — на железнодорожной станции Петрокрепость.
В здании станции Петрокрепость находится музей «Дорога Победы».
Музей открыт в 1995 году в здании станции Петрокрепость. 7 февраля 2013 года, к 70-летнему юбилею прибытия в Ленинград первого после прорыва блокады поезда, в музее проведена масштабная реэкспозиция, обновлено выставочное оборудование, подключены новейшие технические средства, мультимедийное оборудование.
Вся экспозиция музея Дорога Победы посвящена истории строительства и строителям Дороги Победы, Шлиссельбургской трассе в годы войны и беспримерному подвигу железнодорожников работавших в составе 48-й паровозной колонны особого резерва НКПС.
18 января 1943 года Советская Армия прорвала блокаду Ленинграда, и в полосе прорыва железнодорожники в короткий срок построили железную дорогу Поляны – Шлиссельбург, а Ленинград получил прямое железнодорожное сообщение с Большой Землей. Впоследствии железнодорожный путь получил название — «Дорога Победы».
Первый грузовой поезд в Ленинград прибыл 7 февраля 1943 года. В тот же день с пятой платформы Финляндского вокзала на Большую Землю отправился товарный поезд, груженный отливками орудийных стволов. Поезд вез паровоз Эм 721-83. (http://railway-museum.ru/collection/branch-offices/3.html)
Прошлись до истока Невы из Ладожского озера. Встретили колоритную личность. Суровую…
Вторая точка. Крепость Орешек. Там, где Нева начинает свой недолгий путь из Ладоги.
Крепость была заложена в 1323 году по приказу Юрия Даниловича — внука Александра Невского. 12 августа 1323 года на Ореховом острове после 30 лет военных действий был заключен «вечный мир» между Новгородской землей и Швецией.
В лето 6831 (1323 от Р. Х.) ходиша Новгородци с князем Юрием Даниловичем в Неву и поставиша город на усть Невы на Ореховом острову; ту же пріехавше послы великы от Свейского короля и докончаша мир вечный с княземъ и с Новым городом по старои пошлине…
Новый памятник появился у причала.
Борис Петрович Шеремтев (1652 — 1719) — русский воинский начальник (воевода) времён Северной войны, дипломат, один из первых русских генерал-фельдмаршалов (с 1701 года), граф (с 1706 года).
Осенью 1702 года Шереметев возглавил осадную армию при взятии Нотебурга (Орешка). 1 мая 1703 года в присутствии царя после недельной осады принудил к капитуляции Ниеншанц и завершил покорение Ингерманландии.
В мае 1612 года после девятимесячной осады, шведы во главе с Якобом Делагарди захватили крепость. Из 1300 человек, находившихся в крепости, после осады осталась лишь сотня. Шведы переименовали Орешек в Нотебург (Nöteborg — Ореховый город). А Россия на 90 лет оказалась отрезанной от Балтики и удобного транспортного сообщения со странами Западной Европы.
В 1686—1697 годах шведы полностью перестроили Королевскую башню по проекту шведского инженера Эрика Дальберга. Это единственное капитальное сооружение, созданное в период 90-летнего шведского владычества.
Ну и чтобы попасть в крепость, нужно сначала переправиться на остров. Нынче это стоит 400 рублей. Туда и обратно. А плыть (или идти?) всего меньше минуты. Да-с, овес нынче дорог.
Деревянный крепостной собор был перестроен из лютеранской кирхи в 1702 году (позже построен в камне) и был назван в честь Иоанна Предтечи в ознаменование этой победы русской армии в Северной войне как предтечи выхода России к Балтийскому морю. Собор разрушен во время 500-дневной осады в 1941-1943 годах.
И последняя остановка. У бывших карьеров, ставших сейчас прудами. Поищем начало весны.
Пейзажи, как из фильма Масленникова про Шерлока Холмса и Собаку Баскервилей. Орхидеи еще не зацвели…
Летом здесь кто-то купается и загорает, а кто-то деловито идет в лес за грибами.
Нижняя сторона листьев («мать») мать-и-мачехи, покрытая многочисленными волосками, на ощупь теплее и мягче верхней («мачехи») — отсюда русское название растения.
Весна идёт. Весне дорогу. Надолго ли?