Немного по Москве. Третьяковская галерея.

Появилаcь возможность съездить в Москву в конце мая. Ну что ж. Вперед. На Сапсане быстро. А обещают, что когда-нибудь из в Питера в Москву еще быстрее будет.

Москва. На площади Трех вокзалов. Комсомольская площадь.

Лаврушинский переулок назван в XVIII веке по имени домовладелицы Лаврушиной.

Москва. Лаврушинский переулок.

И сразу в Третьяковскую галерею в Лаврушинском переулке.

Фасад Третьяковской галереи.
Москва. Лаврушинский переулок. У входа в Третьяковскую галерею.
У Третьяковской галереи. Памятник Павлу Михайловичу Третьякову — основателю галереи.
У Третьяковской галереи. Декрет о национализации Третьяковской галереи.

Зайдем. Вход не такой внушительный, как в Эрмитаже. Но сейчас соприкоснемся с прекрасным.

В Третьяковской галерее.

И столько прекрасного и знакомого с детства, что удержаться невозможно и не разместить некоторые полотна и краткие истории о них.

Идея создания монументального многофигурного полотна на тему «Явления Мессии народу» появилась у Иванова в 1833 году, когда он жил и работал в Италии в качестве пенсионера Общества поощрения художников. Примерно в то же самое время была начата работа над эскизами и этюдами для будущей картины. Работу над большим полотном Иванов начал в 1837 году в своей мастерской в Риме; создание крупноформатного произведения растянулось на два десятилетия.

В 1858 году после 28-летнего отсутствия Иванов вместе с полотном прибыл в Санкт-Петербург. Картина была показана в Зимнем дворце, где её осмотрел император Александр II, а затем выставлена в Академии художеств.

Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837-1857.

Сигизмунд Либрович сообщает, что портрет был заказан другом Пушкина, Антоном Дельвигом. Пушкин позировал Кипренскому в июне-июле 1827 года в Шереметьевском дворце в Санкт-Петербурге.

На полотне Пушкин представлен по пояс с повёрнутой налево головой и скрещенными на груди руками. На правое плечо поэта накинут клетчатый шотландский плед «экосез» – натуральный шотландский килт. Тартан, который изобразил Кипренский, – это «Каледония», универсальный тартан, который может носить каждый шотландец вне зависимости от клана. Это самая прямая отсылка к масонству Пушкина, ведь все масоны того времени живут по «древнему и принятому Шотландскому уставу», который якобы был разработан Карлом II – королем Англии и Шотландии.

Кроме того, этой деталью художник обозначает связь Пушкина с Байроном (Пушкин не был шотландцем, зато он был поэтом. Королём поэтов в ту пору считался лорд Байрон. А Байрон был родом из Шотландии. Так Кипренский с помощью тартана обозначил поэтическое предназначение Пушкина), кумиром эпохи романтизма.

Орест Кипренский. Портрет А.С. Пушкина. 1827 год.

Тропинин, происходивший из семьи крепостных крестьян графа Миниха, в 1823 году в возрасте 47 лет получил вольную. В сентябре того же года он представил Совету Петербургской Академии Художеств картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» для соискания звания художника.

Картина «Кружевница» принесла ему славу мастера женских образов и стала значительным явлением в живописном искусстве того времени. Кроме этого полотна в 1820—1830-х годов. Тропинин написал ещё несколько работ, посвящённых образам тружениц-горожанок и их кропотливому труду («Пряха», «За прошивками», «Золотошвейка»).

Василий Андреевич Тропинин создал новый тип жанрового портрета, где важнейшую роль играют дух интимности, домашнего быта и радости повседневной жизни. Образ девушки, на мгновение оторвавшейся от своего занятия и взглянувшей на зрителя, наводит на мысль, что ей труд ничуть не в тяжесть, что это всего лишь игра.

Василий Тропинин. Кружевница. 1823 год.

«Тройка» — наиболее крупное по формату жанровое полотно Перова и, вероятно, одно из самых эмоциональных.

Долгое время художник писал работы, посвящённые социальной тематике, считая, что картина должна рассказывать о трудностях крестьянской жизни.

В этой картине Василий Перов обращается к теме детского труда. Трое уставших и замёрзших детей тащат по зимней улице сани с бочкой, полной воды. Они измучены мастером, что видно по их лицам. Мальчик слева совершенно устал, ему еле хватает сил идти. Девочка справа и мальчик в центре ещё тащат сани с бочкой.

Выливающаяся вода замерзает сосульками на поверхности бочки, что еще раз даёт понять, насколько холодно должно быть детям. Сзади повозку толкает взрослый мужчина. Ледяной ветер дует в лицо детям. Повозку сопровождает собака, бегущая справа перед детьми. Ещё чуть-чуть и вся тройка упадёт замертво от холода.

Василий Перов. Тройка. 1866 год.

В середине XIX века вопрос бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против её воли, стал для России болезненным. Значительное число браков в то время строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности.

В 1854 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса А. Н. Островского «Бедность не порок», а в феврале 1861 года вышел Указ Святейшего Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте.

Василий Пукирев. Неравный брак. 1862 год.

Саврасов начал свою работу над «Грачами» в марте 1871 года. Натурные этюды к будущему полотну были написаны художником во время его поездки в Костромскую губернию, когда он находился в селе Молвитино (ныне посёлок Сусанино Костромской области). Прообразом храма, изображённого на картине, является построенная в конце XVII века Воскресенская церковь, сохранившаяся до наших дней.

Хорошо. Весна наконец-то начинается.

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871 год.

Это практически единственное прижизненное изображение Фёдора Михайловича Достоевского (1821–1881) стало признанным шедевром русского психологического портрета.
В эпоху «газет и вопросов» быть личностью – значило сознавать себя, критически мыслить. Образ Достоевского в интерпретации Перова стал своего рода формулой мыслящей личности в русском искусстве. Из сумрака фона выступает бледное, нервное, «мятое» лицо и сцепленные в замок руки, лежащие на коленях. Этот замок рук подобен кругу, по которому движется мысль, не находя исхода.

А.Г. Достоевская, жена писателя, считала, что Перов уловил в портрете «минуту творчества Достоевского»: «Такое выражение я много раз примечала в лице Фёдора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы “в себя смотрит”, и уйдешь, ничего не сказав». Известно, что в период создания картины писатель был погружен в мучительную работу над романом «Бесы».

Василий Перов. Портрет писателя Ф.М. Достоевского. 1872 год.

На картине изображена деревенская школа конца XIX века во время урока арифметики при вычислении в уме написанной на доске дроби. Учитель — реальный человек, Сергей Александрович Рачинский (1833—1902), ботаник и математик, профессор Московского университета.

На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево (ныне Тверская область), где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счёту, прививая деревенским ребятишкам его навыки и основы математического мышления. Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, и посвятил своё произведение Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского.

Попробуем решить?

Николай Богданов-Бельский. Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского. 1895 год.

«Утро стрелецкой казни» стало первым большим произведением Сурикова на тему русской истории. Вместе с двумя другими полотнами 1880-х годов — «Меншиков в Берёзове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887) — картину «Утро стрелецкой казни» иногда объединяют в историческую трилогию Сурикова, посвящённую драматическим событиям российской истории XVII—XVIII веков.

Василий Суриков вспоминал: «И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души. Остановился недалеко от Лобного места, засмотрелся на очертания Василия Блаженного, и вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось.

Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина. Поспешил домой и до глубокой ночи всё делал наброски, то общей композиции, то отдельных групп. Надо, впрочем, сказать, что мысль написать картину стрелецкой казни была у меня и раньше. Я думал об этом ещё в Красноярске. Никогда только не рисовалась мне эта картина в такой композиции, так ярко и так жутко»

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881 год.

«Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги в 1698 году», обычно просто «Царевна Софья».

На картине изображена царевна Софья Алексеевна, дочь царя Алексея Михайловича, которая в 1682—1689 годах правила Россией от имени своих младших братьев Ивана V и Петра I. Пётр отстранил её от власти и отправил в Новодевичий монастырь. В 1698 году, когда стрельцы подняли очередной бунт, царь был уверен, что Софья к этому причастна. Он допрашивал сестру и пытал её слуг, а нескольких мятежников повесили прямо перед окнами её кельи. Надёжные данные о вине царевны так и не появились, Софья была пострижена в монахини и умерла в 1704 году.

Художник изобразил Софью стоящей в келье со скрещенными руками. На заднем плане видна фигура монахини, в окне — голова повешенного стрельца.

Бывали как-то раз в Новодевичьем монастыре. Там и палаты царевны Софьи видели.

Илья Репин. Царевна Софья. 1879.

Тему для этого произведения, как и для многих других своих картин, Шишкин нашёл на родине, во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 году вместе с дочерью. На карандашном наброске, выполненном на Лекаревском поле, художник написал «Эта» — этот набросок и стал основой полотна. Его содержание и основная идея тоже раскрыта самим художником в краткой записи, сделанной на одном из эскизов: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья благодать. Русское богатство».

Картина экспонировалась на VI передвижной выставке, прошедшей в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств, в том же году была приобретена П. М. Третьяковым у автора.

Даже в пампасы потянуло. Хорошо в полях. Только, если не слишком жарко.

Иван Шишкин. Рожь. 1878 год.

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) вошел в историю мировой музыкальной культуры как великий русский композитор, автор масштабных произведений «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», фортепианных и вокальных циклов.

Картина, написанная Ильёй Ефимовичем Репиным в 1881 году — единственный прижизненный портрет композитора. Впервые портрет был показан в 1881 году на IX передвижной выставке, которая состоялась в доме Юсуповых на Невском проспекте в Санкт-Петербурге.

Илья Репин. Портрет композитора М.П. Мусоргского.

А «Боярыню Морозову» унесли на реставрационное обследование перед отправкой на выставку в Санкт-Петербург.

Третьяковская галерея. Здесь была «Боярыня Морозова» Василия Сурикова.

Репин писал портрет Льва Толстого летом 1887 года в Ясной Поляне. Художник был к этому времени знаком с писателем семь лет. Осенью 1880 года Толстой пришел в московскую мастерскую Репина, где увидел начатые или уже завершенные картины «Крестный ход в дубовом лесу», «Запорожцы», «Вечорницы» и ряд портретов.

С этого момента их встречи, переписка с писателем и членами его семьи не прерывались. С величайшим почтением Репин относился к великому писателю.

Илья Репин. Портрет писателя Л.Н. Толстого.

«Меня пишет Браз. Сижу в кресле с зеленой бархатной спинкой. Выражение такое, точно я нанюхался хрену», – писал Антон Чехов из Ниццы в 1898 году.

Осип Браз. Портрет А.П. Чехова. 1898 год.

Молодая женщина перед зеркалом.

Картина была написана Зинаидой Серебряковой в конце 1909 года, когда она жила рядом с селом Нескучное Курской губернии. По словам художницы, зима в том году наступила рано, всё вокруг было занесено снегом, а в доме было тепло и уютно, и она «начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете».

Зинаида Серебрякова. За туалетом. 1909 год.

Картина была написана в усадьбе Саввы Мамонтова Абрамцево, которую тот приобрёл у дочери писателя Сергея Аксакова в 1870 году. На портрете изображена 11-летняя дочь хозяина усадьбы Вера.

 Вера позировала 22-летнему Серову каждый день почти два месяца. Серов подарил картину Елизавете Григорьевне Мамонтовой, матери Веры, и картина долгое время висела в комнате. 

Валентин Серов. Девочка с персиками.
У Третьяковской галереи.

Вот и все на этот раз. Галерея уже закрывается. Значит, к новым местам в Москве.

Москва. У ограды Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.
Москва. У ограды Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.
Москва. На Кадашевской набережной. У нового корпуса Третьяковской галереи.

А теперь, несмотря на жуткую жару, пройдемся у реки Москвы. Там тоже естькое-что интересное.

Запись опубликована в рубрике Все краски лета, Прогулки по городу, Путешествия с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *