В Старом Осколе (крупный промышленный центр в Белгородской области) много памятников, посвященных войне — в 1942-1943 годах здесь проходили сражения на воронежском и курском направлениях.
Самый крупный мемориальный комплекс «Атаманский лес» находится за городом — на Южной объездной дороге.
Старый Оскол. Мемориальный комплекс «Атаманский лес».
Утром 3 июля 1942 года в Старый Оскол вошли передовые части врага, а под городом продолжалась героическая борьба воинов 40-й и 21-й армий, которые с боями отходили на восток. В течение недели продолжались бои в лесах вокруг города.
Благодаря упорству красноармейцев 6, 45, 8, 62, 227, 212, 297-й и других стрелковых дивизий враг не смог перебросить свои части через Дон для взятия Воронежа.
В ночь с 4 на 5 июля в Атаманском лесу было проведено армейское совещание.
Старый Оскол. У мемориала «Атаманский лес».
На нем командиры частей и подразделений 40-й и 21-й армий решали вопросы о совместных действиях в борьбе с противником, времени и месте прорыва из окружения, едином руководстве. К единому мнению они не пришли и решили прорываться малыми группами в разное время и в разных местах.
Старый Оскол. Вершина обелиска у Атаманского леса.
Под утро по позициям оборонявшихся был открыт артиллерийско-минометный огонь.
Мемориал «Атаманский лес» бал открыт к 35-летию Победы и был посвящен памяти советских солдат, погибших в ходе Воронежско-Ворошиловградской операции (1942 год) и Воронежско-Касторненской операции (1943 год).
Старый Оскол. У мемориала «Атаманский лес».
Еще в 1943 году было решено устроить на территории Атаманского леса и Большого Ямского поля организовать братские могилы советских солдат.
Старый Оскол. Плиты с фамилиями погибших бойцов на мемориале «Атаманский лес».
Старый Оскол. У входа на мемориал «Атаманский лес».
Вот фотографии одного из фронтовиков, чье имя высечено на плите мемориала Атаманский лес. Иван Яковлевич Рябушкин (1903-1942) из села Студенка Пензенской области. Фотографии предоставлены его внучкой Татьяной.
Иван Рябушкин с женой и дочерьми в селе Студенка.
Иван Яковлевич Рябушкин. Фото с фронта.
Еще один памятник, посвященный боям в окрестностях Старого Оскола в январе 1943 года — памятник у Майсюковой будки или разъезд Набокино. До него добраться не так просто, хотя и находится он всего в двух километрах от моста над железнодорожными путями у авторынка. Пройти нужно вдоль железнодорожного полотна, где изредка проходят товарные поезда и пригородные электрички. Вокруг — тишина.
У Старого Оскола. Железная дорога Старый Оскол-Касторная.
Вот и тихая платформа. В народе называется эта остановка пригородных электричек «Майсюкова будка» — по имени путевого обходчика Самуила Фомича Майсюка, когда-то жившего здесь.
У Старого Оскола. Платформа Майсюкова будка или разъезд Набокино (604 км).
Возможно, это развалины будки обходчика Майсюка.
У Старого Оскола. Развалины старого дома у разъезда Набокино.
В 1968 году у Майсюковой будки был установлен памятник в честь подвига солдат из 409-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона.
С 29 января по 1 февраля в ходе Воронежско-Касторненской наступательной операции (24 января-2 февраля 1943 года) продолжались бои по уничтожению противника юго-восточнее Касторного (крупная ж/д станция в Курской области).
У Старого Оскола. Памятник 17-и героям бронебойщикам у разъезда Набокино.
К 31 января советские войска подошли к Старому Осколу. Гарнизон города, собранный из отдельных немецких и венгерских частей, любой ценой старался обеспечить окруженной группировке прорыв на запад. На его усиление в город был направлен сводный отряд численностью свыше 500 человек. Но им путь у разъезда Набокино преградили 17 воинов из 409-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона 107-й стрелковой дивизии.
Их стойкость и самоотверженность не позволили подвижной группе противника прорваться в город. За проявленные в том бою мужество и героизм все воины были отмечены высокими правительственными наградами, причем 13 из них посмертно. Одна из улиц Старого Оскола названа именем 17 героев.
Оставшиеся в живых после этого боя сержант Тихон Бабков и рядовой Абдыбек Бутбаев впоследствии погибли в сражениях за Родину. Василий Кукушкин и Павел Рябушкин выжили, после войны возвратились в родные места, но Старый Оскол считают своей второй родиной.
Василий Иванович Кукушкин и Павел Егорович Рябушкин – почетные граждане Старого Оскола.
Памятник у разъезда в Набокино.
У Старого Оскола. Разъезд Набокино.
Разъезд Набокино (604 км) на карте:
Статья по теме: Памятники войны в Старом Осколе.
В Старом Осколе: разъезд Набокино и Атаманский лес.
Несколько лет назад узнали, что имя нашего деда — Рябушкина Ивана Яковлевича 1903 г.р. — высечено на плите мемориала «Атаманский лес». Теперь каждый год, 9-го мая, мы посещаем это место. Жива его дочь — наша мама — Рябушкина Валентина Ивановна. А бабушка, к сожалению, умерла, так и не узнав, где могила ее мужа. Мы с сестрой бережно храним фотографии деда. Хотелось бы узнать о нем больше. Если у вас есть такая информация — дайте, пожалуйста, знать. Спасибо!
Здравствуйте, Татьяна. К сожалению, могу только посоветовать поискать информацию про Вашего деда в базе данных «Мемориал». http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=260215935. Возможно, из каких-то оставшихся документов, можно узнать часть, где он служил. Видимо, Атаманский лес назывался тогда Гуменским (Братское захоронение № 31 на окраине Гуменского леса)
Есть еще Рябушкины из Пензенской области.
Хотелось бы посмотреть на фотографии Вашего деда — я могла бы разместить в нашей статье. Спасибо.
Ольга, спасибо за письмо. На какой адрес переслать Вам фотографии?
Здравствуйте, Татьяна. Если это не трудно — на адрес olga15072@mail.ru
Интересная статья. В своем прошлогоднем туре, посвященном Местам Воинской Славы побывал в Белгороде и Старом Осколе. Очень интересные памятники и мемориалы. Не мог проехать мимо Атаманского леса, заинтересовал он меня своим названием, но я так и не нашел информацию, почему он именно так называется.. Но про памятник у разъезда Набокино не знал даже, жаль…
Татьяна, очень горжусь Вашим дедушкой. Вечная Слава, Вечная Память