Река Мойка находится в самом центре Петербурга. Это одна из главных водных артерий города, снабжающих многочисленные туристические компании в летнее время живительным потоком туристов. Разнообразные катера с мая по октябрь бороздят воды этой речки, а также Невы, Фонтанки, канала Грибоедова и других примечательных рек и каналов центра. А всезанающие экскурсоводы рассказывают о зданиях на набережных и мостах, с которыми связаны истории.
Название самой Мойки произошло от ижорского Муя (грязная), позже Мья. А нынешнее название появилось в 1726 году, заменив трудное для произношения слово Мья.
На Мойке. Вид с Певческого моста. Хитрый поворот в Зимнюю канавку.
Есть на Мойке три цветных моста — Зеленый, Красный и Синий. Они находились недалеко друг от друга и внешне были очень похожи, и для того, чтобы горожане не запутались в трех соснах, мосты и выкрасили в соответствующие цвета.
Зеленый мост стал первым мостом на Мойке — он был построен после того, как на левом берегу Невы проложили «Большую першпективную дорогу» — Невский проспект. Первоначально это был деревянный подъемный мост (примерно 1720 год) на пересечении Невского проспекта и Мойки. Как и все мосты в городе он неоднократно перестраивался, и во время одной такой реконструкции в 1735 году был выкрашен в зеленый цвет и стал называться «Зеленый мост«.
Зеленый мост через Мойку. Здесь проходит Невский проспект.
В 1806 году Зеленый мост стал первым чугунным мостом в Петербурге (правда, с 1770-х годов он назывался Полицейским — по находившемуся рядом управлению городской полиции). Этот проект инженера Вильяма Гесте оказался настолько удачным, что его утвердили в качестве типового проекта для мостов на Мойке.
Вид на Мойку с Зеленого моста.
С 1918 года по 1998 год мост назывался Народным, возможно потому, что он стал свидетелем событий Кровавого воскресенья 9 января 1905 года, когда на Полицейском мосту (реконструированном в 1904 году в связи с прокладкой трамвайных путей) выстроились войска, расстрелявшие демонстрацию на пути к Зимнему дворцу.
Поэт Максимилиан Волошин писал об этом дне: «Сани пропускали везде. И меня пропустили через Полицейский мост между шеренгами солдат. Они, в этот момент, заряжали ружья. Офицер крикнул извозчику: «Сворачивай направо». Извозчик отъехал на несколько шагов и остановился.
«Похоже, стрелять будут!» Толпа стояла плотно. Но не было рабочих. Была обычная воскресная публика. «Убийцы!.. Ну, стреляйте же!» — крикнул кто-то. Рожок заиграл сигнал атаки. Я приказал извозчику двигаться дальше… Едва мы свернули за угол, послышался выстрел, сухой, несильный звук. Потом ещё и ещё».
Фонарь на Зеленом мосту через Мойку.
Красный мост (здесь проходит Гороховая улица) был построен еще в 1717 году. Это был разводной деревянный мост. Позже, в 1737 году он был перестроен — посередине оставалась узкая щель (70 см) для прохода мачтовых судов, которая закрывалась узкими щитами.
В начале 19 века Красный мост был заменен по проекту Гесте. А в 1953-1954 году чугунные конструкции были заменены стальными. При этом первоначальный внешний вид моста — у единственного из всех мостов Вильяма Гесте на Мойке — сохранился .
Красный мост через Мойку.
У Красного моста на Мойке.
Несмотря на схожесть конструкции и одинаковую решетку перил, цветные мосты на Мойке отличаются украшениями и гранитными ограждениями . На Красном мосту — гранитные обелиски с бронзовыми позолоченными шарами и четырёхгранными фонарями на металлических кронштейнах.
Гранитный обелиск на Красном мосту.
Вид на Мойку с Красного моста.
Синий мост еще называют мост-площадь. Он находится на Исаакиевской площади и является самым широким в Санкт-Петербурге. Его ширина по внешнему габариту составляет 97,3 метра (хотя ходит легенда, что на самом деле 99,9 метров — хорошее число для рассказов на экскурсиях).
Еще в начале 18 века место, где находится Исаакиевская площадь было «землей при Адмиралтействе» и частью Адмиралтейского луга. Позже, в 1730-х годах, началась застройка ближайших районов, дно Мойки углубили и в 1737 году был построен деревянный подъемный разводной мост. Этот мост с 20 апреля 1738 года был назван Синим.
В конце 18 века площадь у Синего моста была своеобразной «биржей труда». В поисках работы на этом месте собирался работный люд для поиска нанимателей: на площади можно было найти плотников, каменщиков. Работников на рынке можно было не только нанять, но и купить. Это место имело народное название «рабий рынок». Этот рынок просуществовал до отмены крепостного права в 1861 году.
У Синего моста через Мойку.
С июня 2013 года производится реконструкция Синего моста через реку Мойку. Поэтому одно из самых красивых мест города с видом на мост, Исаакиевский собор, памятник Николаю I и гостиницу «Астория» выглядит нынче, как строительная площадка. Окончание работ 30.04.2015 года.
Реконструкция Синего моста. У Исаакиевской площади.
Даже название моста убрано. Наверное в связи с ремонтными работами.
Синий мост через Мойку.
Вид на Мойку с Синего моста.
И еще один мост. Но он утратил уже свое «цветное» название. Бывший Желтый мост. Деревянный мост был сооружён в 1834 году для прохода войск, участвовавших в параде на Дворцовой площади, в связи с открытием Александровской колонны.
У Певческого моста через Мойку.
В 1839-1840 годах, одновременно с завершением ансамбля Дворцовой площади, деревянный мост был заменён чугунным однопролётным арочным мостом. А название Певческий получил, потому что упирается в ворота Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. Это третий по ширине мост города (после Синего и Казанского).
Певческий мост. У Дворцовой площади.
Много интересных названий и историй можно узнать, если пройти по набережной Мойки.
Где-то на набережной реки Мойки.
Цветные мосты на Мойке.
Спасибо, очень полезная информация!