Миллионная улица находится в самом центре Петербурга. Она проходит параллельно Неве от Лебяжьей канавки (граница Летнего сада) до Дворцовой площади. Как и множество центральных площадей, переулков и улиц в Санкт-Петербурге (там, где начинался город), у Миллионной была целая вереница названий: Немецкая, Большая Немецкая, Греческая, Большая, Троицкая, Дворянская и Луговая.
Название Луговая, например, связано с Большим Лугом, который стал впоследствии Марсовым полем. А Греческая слобода , находившаяся неподалеку, у набережной Мойки в свое время дала свое название.
На Миллионной улице.
И все же название Немецкая или Большая Немецкая долгое время было определяющим для этой улицы, которая в 18 веке стала главной улицей Немецкой слободы.
Но в отличие от Немецкой слободы в Москве ( слобода Кукуй), которая начала заселяться исключительно иностранцами еще при Василии III (и куда наведывался к Анне Монс юный царь Петр), в Немецкой слободе в Петербурге жили люди разных национальностей и сословий: шлюпочные матросы, офицеры, иностранные министры, царские придворные, немецкие ремесленники, купцы.
Вот, например, дом № 9 по Миллионной. Еще в 1705 году на этом месте был двор купца Прокофия Короткова. Позже трехэтажным особняком владели князь Трубецкой и композитор, директор Придворной певческой капеллы Дмитрий Бортнянский.
«По ту сторону ръки, насупротивъ кръпости, расположена Нъмецкая слобода, называемая иначе Адмиралтейскимъ островомъ, гдъ въ мое время жили преимущественно Нъмцы и Голландцы, служащiе во флотъ, и иностранные посланники, а также многiе изъ русскихъ».
(Описание Санкт-Петербурга и Кроншлота в 1710-м и 1711-м гг.» [Перевод немецкой книжки, изд. H.G. в 1713 г. В Лейпциге] / Перевод А.Ф. Бычкова. – Изд. 2-е. Журнал «Русская старина», 1882. – Т. 35).
В Нъмецкой слободе. Насупротивъ кръпости.
А вот это — кусочек дворца, построенного для молдавского государя Димитрия Кантемира, боровшегося против турецкого ига и заключившего в 1711 году с Петром трактат.
После неудачного Прутского похода (Россия вынуждена была отдать завоеванные ранее Азов и Азовское побережье, а Молдавия так и осталась под турками), Кантемир с тысячей своих сподвижников приехал в Россию, где в пожалованных ему имениях в нынешней Орловской области боролся с турецким владычеством до конца жизни.
На Миллионной улице. У дворца Кантемира.
А вот и результат деятельности немецкой диаспоры в Санкт-Петербурге. Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802 — 1865) — внук выходца из Брауншвейга -кожевника. Известный архитектор при Николае I — автор Мариинского дворца на Исаакиевской площади. Он спроектировал дом на Миллионной, 10.
В Немецкой слободе. Украшения фасада дома Штакеншнейдера. Миллионная, 10.
В Немецкой слободе. Дом Штакеншнейдера на Миллионной улице.
Он сам жил в этом доме со своим семейством, здесь же находилась и его архитектурная мастерская
В Немецкой слободе. У дома Штакеншнейдера на Миллионной улице.
Не случайно Миллионная улица называлась когда-то и Дворянской. На какой дом ни посмотри (даже совершенно невзрачный) — обязательно им владели графы или князья. Дом камергера Данилы Чевкина, позже камергера графа Орлова (самого младшего из…)
На Миллионной улице, дом 13.
Ново-Михайловский дворец тоже не поражает роскошным фасадом (правда, фасад, выходящий на Дворцовую набережную, соответствует названию). Дворец был построен в 1857 году специально для великого князя Михаила Николаевича — младшего сына Николая I в честь его женитьбы.
Ново-Михайловский дворец. Миллионная, 19.
На арке у входа во двор можно увидеть вензель — М, переплетенная с О. Великий князь Михаил Николаевич женился на Баденской принцессе Цецилии Августе (в православном крещении Ольга Федоровна). Вот вам и Немецкая слобода. После Петра весь императорский двор — Немецкая слобода.
Тут же — мемориальная доска, посвященная Михаилу Николаевичу (!) Тухачевскому — советскому военачальнику с трагической судьбой. Кто-то считает его исчадием ада (подавление Тамбовского восстания), кто-то — невинной жертвой репрессий («весь цвет нации уничтожили»).
Сейчас в этом доме работают филиалы Академии наук.
Ново-Михайловский дворец. Миллионная, 19. Мемориальная доска о Тухачевском.
Балконы на Миллионной улице.
Что-то уже рябит в глазах от этих архитектурных красот. Главное лечение от пресыщенностью каменным городом — вода. Это хорошо понимают туристы, наслаждающиеся ветром и свежестью во время прогулок «По рекам и каналам Санкт-Петербурга» на катерах.
На Зимней канавке. У входа в Неву.
Ветер, действительно, очень хорошо освежает. Поэтому можно вернуться в уют и великолепие центра города.
В Немецкой слободе в Санкт-Петербурге. На Зимней канавке.
Архив Военно-Морского флота был создан в 1724 году при Государственной Адмиралтейств-коллегии для сбора и хранения документов коллегии, её экспедиций и контор.
А в здании на Миллионной улице, 36 (построенном в 1883-1887 годах для Архива Государственного совета) находится с 1926 года.
На Миллионной улице. Архив Военно-Морского Флота.
Вот почти и Дворцовая площадь. У нее особая история и атмосфера. Но атланты у Нового Эрмитажа по-прежнему на всё и вся взирают равнодушно. У них своя нелегкая работа.
В Немецкой слободе на Миллионной. У Дворцовой площади.
Миллионная улица упоминается в небольшом детском рассказе Бориса Емельянова о революционных событиях октября 1917 года: «Пашка-миллионщик». Кто-то жил и в подвалах. К сожалению, и после революции.
По Миллионной улице или Немецкая слобода:
Уведомление: В Сергиевке зимой. | Прогулки по городу