В Волхове: у Железнодорожного вокзала.

Волхов — город с волшебным названием —  находится в Ленинградской области на берегу прекрасной реки Волхов, которая была когда-то частью легендарного «пути из варяг в греки«.

Есть несколько версий, откуда произошло это название реки — то ли от «волхва» — волшебника, провидца, мудреца из древне-русской мифологии, то ли от шведского «AІlhava» или финского «Olhavanjoki«, то ли от «волоков поток, который волочёт суда». Тем загадочнее и волшебнее выглядит эта река, от которой и получил свое имя город Волхов.

На Волхове. Из варяг в греки.

В 1500 году в писцовой книге Водской пятины (северо-западной пятины Новгородской земли) было упомянуто поселение на Волховских порогах. В 1904 году при прокладке железной дороги Санкт-Петербург  — Вологда здесь была основана станция Званка (по ближайшему к дороге поселению). Позже, в 1916 году, через Званку прошла дорога до Мурманска.

Памятная доска на здании вокзала в Волхове.

С 1918 по 1926 год в Званке на Волхове строилась первая крупная ГЭС в России. И поселок строителей гидроэлектростанции стал называться Волховстрой. Только в 1940 году город Волховстрой (объединенный из разных рабочих поселков) был переименован в Волхов.

Ну а пассажиры поездов дальнего следования в Мурманск, Вологду или еще дальше до сих пор проезжают станцию Волховстрой-1 (если поезд долго стоит, можно выйти и рискнуть —  купить пирожки, чипсы или что-нибудь в этом же роде).

Здание вокзала в Волхове.

А некоторые уже сильно повзрослевшие ленинградские студенты-первокурсники могут вспомнить свои первые впечатления от студенческой жизни — как они приезжали «на картошку» на станцию Волховстрой.

На привокзальной площади в Волхове.

Украшение вокзала — высокая башня с советской атрибутикой. Так и не удалось выяснить, когда же построено само здание (вроде бы в 1950-х). Даже Музей истории города Волхова не выдает эту информацию (их сайт). Тем не менее, вокзал  — одна из главных достопримечательностей города (о чем не хочет рассказать даже официальный сайт — там другие вопросы решаются).

Часовая башня Волховского вокзала.

Часы на башне Волховского вокзала.

Верхушка башни Волховского вокзала.

На здании вокзала размещена памятная доска о награждении города Волхова орденом Октябрьской революции (1970).

На вокзале Волхова.

На вокзале Волхова есть памятник-паровоз. «Этот паровоз первым после прорыва блокады Ленинграда доставил состав с боеприпасами и продовольствием на Финляндский вокзал. Это случилось 7 февраля 1943 года. Паровоз принадлежал паровозному депо города Волховстрой.

После локомотив перешёл в запас Министерства путей сообщения (МПС) и размещался на станции Белгород Южной железной дороги. Благодаря инициативе волховстройских железнодорожников-ветеранов после переговоров с МПС было принято решение доставить паровоз обратно в Волхов для установки его в качестве памятника».

Паровоз Эу 708-64 на станции Волховстрой-1.

Надпись на тендере паровоза Эу 708-64 на станции Волховстрой-1.

«Для того, чтобы можно было поднять локомотив на пьедестал, была построена временная железнодорожная ветка, потому что в то время отсутствовали подъёмные конструкции, способные поднять такую тяжелый объект.

В День Победы 1980 года состоялась торжественная церемония открытия памятника. Мероприятие сопровождалось митингом. Честь открыть мемориал была предоставлена людям, трудившимся во время Второй Мировой войны на своём посту, включая и участников первого рейса с Большой земли в Ленинград«.

Паровоз Эу 708-64 на вокзале Волхова.

О войне напоминает многое в Волхове. «Стратегическое значение Волхова высоко оценивали как советское, так и немецкое командования. Недаром Волхов называли «младшим братом Ленинграда». Противник рвался к Волхову, зная, что здесь скрещиваются четыре очень важные для обороны страны железнодорожные магистрали и водная артерия Мариинской системы.

Через город шла единственная железнодорожная магистраль, по которой с «Большой земли» шли грузы для Ленинграда. Продовольствие доставляли и по реке Волхов. Недалеко от города был организован огромный продовольственный склад, где загружались корабли, следовавшие в Ладожское озеро, а затем по Неве в Ленинград. Ни на минуту не останавливала свою работу электростанция, снабжая электричеством воинские части, госпитали. В цехах алюминиевого завода ремонтировали боевую технику и оружие«. (http://www.tehnotour.ru/info/opis/vol.htm)

Артиллерийское орудие у Привокзальной площади в Волхове.

Надпись на памятнике-орудии у Привокзальной площади.

Мемориал защитникам Волхова у Привокзальной площади.

Звезда защитникам Волхова. Но Вечный огонь уже не горит.

Воинам-волховчанам, пропавшим без вести. На мемориале у Привокзальной площади в Волхове.

Хотелось бы посоветовать Администрации города (хотя это все любят делать, когда не чувствуют ответственности), но всё же — сделайте на своем сайте исторический раздел. У вас — замечательная, красивая земля с героической историей. Диалог с молодежью, о чем вы пишете — ерунда, если вы не показали школярам свой город, реку и историю.

В Волхове: у Железнодорожного вокзала:


Запись опубликована в рубрике Путешествия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *