Марсово поле — площадь в центре Санкт-Петербурга рядом с Летним садом, Инженерным (Михайловским замком) — большой сквер с мемориалом, где горит Вечный огонь, посвященный героям революции.
В начале строительства города на этом месте было болото, из которого вытекали реки Мья (современная Мойка) и Кривуша (чать канала Грибоедова проложена по руслу Кривуши). После осушения болота и прорытия Лебяжьего канала и Красного каналов (в 1711-1716 годах) на образовавшемся лугу, который стал называться Большим лугом, проходили смотры гвардейских полков и военные парады.
После воцарения Елизаветы Петровны и постройки Летнего дворца (1741-42) для царицы по проекту Бартоломео Растрелли (на месте нынешнего Инженерного замка), это место стали называть луг перед Летним дворцом, а позже Царицыным лугом.
Еще одно интересное название Марсова поля — Потешный луг — здесь проводились праздники, народные гуляния с «потешными огнями» (фейерверками), ставшими особенно популярными при Петре I, говорившему о них как о «дивной и памяти достойной вещью» от которой «народ великий плезир имел«.
В начале 19 века уже появилось название Марсово поле — на Царицыном лугу стали проводиться военные учения (какие были на Марсовом поле в Париже в наполеоновские времена).
23 марта (5 апреля) 1917 года на Марсовом поле были торжественно похоронены 184 солдат и рабочих, погибших во время Февральской революции. В демонстрации приняло участие не менее 800 тысяч людей, а на трибуне присутствовали ветераны революционного движения Вера Фигнер, Вера Засулич, Герман Лопатин (первый переводчик «Капитала» на русский язык). Интересная статья о событиях тех дней на Марсовом поле — Хроника Февральской революции.Часть 3. 23 марта. Всенародные похороны жертв борцов за свободу.
Тогда же, в марте 1917 года, был заложен памятник «Борцам революции» по проекту Льва Руднева, представляющий собой ступенчатое гранитное ограждение братской могилы. Он был открыт 7 ноября 1919 года. По легенде, для сооружения памятника были использованы гранитные блоки здания Сального буяна в Коломне, разобранного еще в 1914 году. Автор текстов-эпитафий на гранитных блоках — первый нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский. Вот один из текстов: «К сонму великих ушедших от жизни во имя жизни расцвета героев восстаний разных времён, к толпам якобинцев борцов 48, к толпам коммунаров ныне примкнули сыны Петербурга«.
После Октябрьской революции и во время Гражданской войны здесь продолжались захоронения (Володарский, Урицкий, петроградские рабочие, павшие во время Ярославского восстания в июле 1918 года, несколько латышских стрелков и др.). Но привлекает внимание одна гранитная плита, на которой высечено: «Юному артисту-агитатору Коте Мгеброву-Чекан(1913-1922)». Юный артист из театральной семьи (его отец Александр Авельевич Мгебров в годы революции создал театр «Художественная арена Петропролеткульта«) выступал перед красноармейцами во время боевых действий под Петроградом, читал стихи, играл в спектаклях Петроградского революционного театра. Он погиб при странных обстоятельствах — какой-то старик якобы столкнул Котю с подножки трамвая, который перерезал ему ноги. Маленький агитатор умер в больнице через несколько часов. В память о пламенных и искренних выступлениях, поднимающих дух у революционных рабочих и солдат, Котя Мгебров-Чекан был причислен к героям революции и похоронен на Марсовом поле. Он стал прототипом героя фильма «Был настоящим трубачом» по сценарию писателя Юрия Яковлева.
Вечный огонь на Марсовом поле (первый в СССР) загорелся в октябре 1957 году. Факел для мемориала был зажжен сталеваром Н. Жуковским от мартена №1 Кировского завода и стал источником огня для других мемориалов в стране. Так, 8 мая 1967 года, от факела, переданного по эстафете из Ленинграда, был зажжен Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата в Москве.
27 января 1944 года на Марсовом поле , вдоль фасада Ленэнерго (а также на стрелке Васильевского острова, под стенами Петропавловской крепости и др. — всего 324 орудия), были установлены артиллерийские орудия, которые произвели артиллерийский салют в честь полного снятия блокады. Анна Ахматова посвятила этому событию строки:
И в ночи январской, беззвездной,
Сам дивясь небывалой судьбе,
Возвращенный из смертной бездны,
Ленинград салютует себе.
На Марсовом поле:
Уведомление: День героев Отечества на Марсовом поле | Прогулки по городу
Уведомление: Михайловский сад в мае. | Прогулки по городу
Уведомление: По Миллионной улице или Немецкая слобода. | Прогулки по городу