Во время ноябрьского путешествия по Карелии мы ненадолго заехали в город Лахденпохья — административный центр Лахденпохского района.
Заехали, чтобы посмотреть на Ладожское озеро, вернее на один из многочисленных заливов северной Ладоги — Якимварский.
По дороге увидели руины кирхи — лютеранско-евангелической церкви, освященной в 1851 году. Внушительное строение.
В 1832 году на собрании яаккимской общины встал вопрос о строительстве новой церкви. Царский указ от 3.09.1811 года предписывал строительство общественных зданий из камня.
В 1834 году был созван комитет по строительству нового здания. Комитет должен был достать проект, найти кирпич и организовать доставку пиломатериалов. Комитет состоял из 17 человек. Возглавлял его ленсман Кристианссон. Дело долго стояло на месте из-за финансовых трудностей и стало продвигаться только при пробсте Иоаганне Фредерике Берге.
В 1845 году для строительства кирхи в приходе Яаккима был представлен проект, подготовленный известным архитектором Карлом Людвигом Энгелем (1778-1840) еще в 1834 году.
Работы Энгеля мы уже видели во время путешествия в Хельсинки. Белоснежный Кафедральный собор и весь архитектурный ансамбль Сенатской площади — визитная карточка столицы Финляндии- это все творчество Карла Людвига Энгеля.
Смета расходов была точно посчитана и составляла 30.760 серебряных рублей. Для строительства было необходимо 730.000 штук обычного и 26.000 карнизного кирпича. Было очень трудно собрать необходимую сумму денег.
Памятуя о том то, что владелец Куркиекских земель граф Воронцов построил в свое время кирку в Куркиеках, а позже его дочь графиня Пемброк предоставляла деньги на ремонт, Яаккимская община обратилась с подобной просьбой к землевладельцу Яаккима графу Кушелеву-Безбородко.
В 1844 году был получен долгосрочный кредит на сумму 6000 серебряных рублей. Этой суммы полностью хватило на закупку кирпича. Удалось получить кредит и из казны на сумму 7.000 серебряных рублей.
Строительство шло 5 лет. Кирха была освящена 19 октября 1851 года. (http://terijoki.spb.ru/kirkko/land.php)
Вместимость 3000 человек! Сгорела в 1977 году. Но видно, что стены законсервированы. Возможно, это великолепное в прошлом здание когда-нибудь и восстановят. Ведь туристов водят сюда и сейчас.
Рядом с кирхой воздвигнут памятник. Видимо, финским солдатам.
Приметы ноября. Колючки и пасмурная погода. Но вот выпадет снег — станет повеселее.
Через дорогу — еще одно культовое сооружение. Церковь пророка Илии. Все, как положено на Севере. Сайдинг, кровля водостоки. Построена скорее всего в конце 1990-х. А позади виднеется детский сад «Аленушка».
Вот и Ладога или Якимварский залив.
Немного о названиях. В начале XVII века (видимо в конце 1608 или начале 1609 года), на берегу залива стоял лагерь шведского полководца Якоба Делагарди, отправленного шведским королем Карлом IX в качестве помощи Василию Шуйскому в борьбе против поляков.
После свержения Шуйского шведы стали преследовать свои интересы. Делагарди знатно потоптался в Новгороде, Тихвине, под Псковом. Участвовал в заключении Столбовского мира между Русским царством и Шведским королевством. (По договору Шведскому королевству отходили русские города Ивангород, Ям, Копорье, Корела, вся Нева и Орешек с уездом, что отрезало Россию от Балтийского моря).
По легенде, в честь Делагарди место у залива получило название холма Якоба (Яаккима), а залив получил название — Якимварский.
А еще мы увидели, как к заливу подъехала пожарная машина, и пожарные стали набирать воду.
А в названии города Лахденпохья разделяют финское lahti — залив и карельское pohja — дальний угол. Хотя вспомним суровую и мрачную страну Похьёла (Pohjola, от Pohja — север) из карело-финского эпоса Калевала — вот Калевала в Лаппенранте. Там, где совершали подвиги Вяйнямёйнен, Ильмаринен и Лемминкяйнен.
Так что Лахденпохья — это северный залив, ну и далекий, конечно.
Памятник «Слава русскому флоту». Исполнение довольно странное. В виде надгробия. Какая уж тут слава.
Еще одна часовня. Все выполнено добротно и богато.
Памятник В.М Чуйкину. И часовня построена в его память.
О крушении самолета Ли-2 в Подмосковье в июне 2004 года: В катастрофе Ли-2 в субботу всего погибли четыре человека — командир экипажа, вице-президент Федерации любителей авиации России Олег Лякишев, второй пилот Валентин Чуйкин и бортмеханики Олег Матвеев и Евгений Волобоев.
Валентин Михайлович Чуйкин (1953-2004) после окончания двух гражданских ВУЗов был призван в органы ФСБ России. Прошел все ступени роста офицера-чекиста, был начальником отдела ФСБ в г. Лахденпохья, где провел ряд успешных оперативно-розыскных мероприятий. Получив достаточный опыт руководства, был направлен в Центральный аппарат ФСБ России. В период первой чеченской кампании принял участие в решении острых оперативных задач на Северном Кавказе, где проходил службу в должности начальника Управления ФСБ по Республике Ингушетия.
Позже В.М. Чуйкин был переведен в Центральный аппарат ФСБ России, где занимал ряд ответственных должностей и последнее время являлся начальником Управления делами ФСБ России. Несмотря на профессиональную занятость, В.М. Чуйкин много времени уделял физической подготовке сотрудников правоохранительных органов.
А вообще-то информация очень противоречивая о товарище Чуйкине.
Едем дальше в живописный горный парк «Рускеала».
Лахденпохья на карте:
Уведомление: По Карелии: Большой мраморный карьер горного парка Рускеала. | Прогулки по городу
Там на берегу Ладоги есть Змеиная Гора — огромная и очень красивая скала
а мне всегда грустно смотреть на разрушенный Дворец культуры, бывая в Лахденпохье, который стоит на горе. Говорят, продан москвичам, чисто под место. Там в принципе, всё кому то продано.