Начинаем наше увлекательное путешествие по Белоруссии в феврале 2017 года. Путешествие это было несколько пасмурным и снежно-дождливым. Но и время года соответствовало погоде. Но новые места интересны в любую непогоду.
Приезжаем в Гомель — областной центр, второй по численности город Белоруссии (более 500 000 жителей). После того, как нашли ночлег, выходим знакомиться с городом.
Первое впечатление — от сквера, ранее называвшегося Пионерским. Теперь он носит имя Андрея Андреевича Громыко — советского дипломата и государственного деятеля. В 1957—1985 годах — министр иностранных дел СССР, в 1985—1988 годах — председатель Президиума Верховного Совета СССР.
Громыко родился в этих местах в 19090 году (деревня Старые Громыки, Гомельский уезд, Могилёвская губерния, Российская империя ).
Вот что нам удалось увидеть в сквере имени Громыко и его окрестностях.
Гомельский театр кукол.
Театр создан в 1968 году из группы кукольников, которая с 1963 по 1968 годы существовала при Гомельском областном драматическом театре. В 1968 г. театр получил статус Гомельского областного театра кукол. Основателем театра и его руководителем на протяжении более 20 лет был Виктор Черняев.
У здания театра — пожалуй, самые известные кукольные персонажи из сказки про Буратино, или Пиноккио, кому как угодно.
В 1986 году главным режиссером театра становится актер и режиссер — Заслуженный артист Белоруссии — Владимир Матрос. Отличительную творческую особенность театра он связывает в первую очередь с постановкой произведений национальной драматургии.
Она прочно входит в репертуар театра. Поставлены «Дар лесного царя» С.Климкович, легенда «Цветок папоротника» Г.Корженевской, «Дед и журавль» В.Вольского.
Особенным успехом у зрителей пользуется спектакль «Пусть не смолкает жаворонок» А.Вольского, который неоднократно становился лауреатом и дипломантом международных фестивалей театров кукол, отмечался призами за творческое освоение традиций народного театра (куклы выполнены из соломки, художник Ф.Розов).
Ежегодно театром показывается около 400 спектаклей и обслуживается более 65000 зрителей. (http://puppet.gorodgomel.by/theatr.html)
Главный кукольный герой у театра и у входа в кафе «Пьеро». Бесстрашный и веселый авантюрист Буратино.
Ключик на счастье потерли прохожие граждане. Ну и нос можно, на всякий случай. Счастья много не бывает.
А Карабас-Барабас с ужасом смотрит на вывеску Театра, где он не может управлять.
Афиша у Театра кукол (или, по-белорусски, Тэатра лялек).
Совсем рядом со сквером находится здание Гомельского цирка, напоминающее «летающую тарелку».
У цирка можно опять же на счастье потереть фигуру клоуна Карандаша.
Михаил Николаевич Румянцев (1901-1983) стал появляться на публике в 1928 году в клоунском образе Чарли Чаплина. А с 1935 года начал работать в Ленинградском цирке в новом образе под именем Каран Д’Аш. Одновременно вырабатывал свой сценический образ, подбирая манеру выступления, костюм.
С 1936 года переведён в Московский цирк. Публика столицы с интересом приняла нового артиста. Примерно в это же время решил добавить в свой сценический образ собаку — маленького скотч-терьера по кличке Клякса. Так началась карьера Карандаша как клоуна.
Маленький клоун (его рост был 142 см) и его собака.
В 1940—1950 годы Карандаш стал привлекать в свои выступления помощников-учеников. Одними из таких были Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, которые позже стали вместе работать на манеже.
Пойдем еще чуть-чуть. На площади Восстания танк на постаменте — в честь освобождения Гомеля от немецкой оккупации в ноябре 1943 года.
Гомель — первый освобожденный областной центр Белоруссии.
На здании у площади Восстания еще одна часть мемориала — в память о лагере военнопленных в Гомеле.
Во время Первой мировой войны в городе размещались Гомельский пересыльный пункт, фронтовые мастерские по изготовлению и ремонту оружия, транспортных средств, одежды, работали эвакуированные предприятия, в том числе брестский завод «Арсенал» (500 рабочих).
Численность рабочих к концу 1916 года составляла около 25 тысяч человек. В первые месяцы войны в результате массовых разгромов, арестов и отправки «неблагонадёжных» на фронт революционная работа в Гомеле ослабла, но со второй половины 1915 года возобновилась стачечная борьба, восстановлены или созданы заново большевистские организации.
Крупнейшим революционным событием в Гомеле периода Первой мировой войны было Гомельского пересыльного пункта восстание 1916 года. (http://vseogomele.net/history/?category=war&material=2)
А вот еще рядом высокая башня. Стиль напоминает 1950-е годы (например вокзалы в Волхове и Дно). Внушительная загадочная башня.
И забавный дизайн балкончиков.
А здесь работает фабрика «8 марта» (или нынче ОАО 8 марта), являющаяся одним из лидеров по производству и продажам трикотажных и чулочно-носочных изделий. И основанная аж в 1926 году в качестве трикотажной мастерской, где работало 5 человек. (http://8marta.com/about/)
Главное, чтобы носки прочные и хлопчатобумажные были.
Посмотрим на вход в сквер Победы. Очень длинный сквер. До вокзала доведет. Чисто, ухоженно. Но майской красоты пока нет.
Ну и пройдемся, наконец, по скверу имени Громыко. Здесь красоту можно посмотреть в любое время года.
Сначала, деревянные скульптуры. Что-то языческое, ведическое или просто полет Валькирии музы над головой современного художника.
В 30-е годы городской сад был передан пионерской организации Гомеля. Старожилы города помнят две гипсовые фигуры пионеров — мальчика с горном и девочки, стоявших у входа в сад, ставший с этих пор Пионерским. Кстати, до сих пор коренные жители города называют это место именно «садом», а не «сквером». (http://gomelstreet.info/parki-i-skvery-gomelya/skver-imeni-gromyko/)
А еще в сквере есть несколько мировых достопримечательностей или памятных мест. В миниатюре.
Медведи восхищаются Пизанской башней или позируют, «поддерживая ее».
Но самое интересное можно увидеть вечером, когда все эти достопримечательности подсвечиваются. Здорово, что можно забыть ненадолго о мартябре.
И сам сквер выглядит прекрасно и волшебно с подсветкой.
Хороших прогулок в этом месте майским вечером.
На карте: