Начало ноября. Неожиданно на Северо-Западе началась зима с мощным снегопадом. Поэтому в Старой Руссе пасмурно и снежно.
День спустя выезжаем в сторону Порхова, в Псковскую область. И тут-то нас встречает солнце. Погоды почти мартовские.
Сначала заезжаем на станцию в городе Дно.
Дно-I — узловая железнодорожная станция Октябрьской железной дороги (бывшего Санкт-Петербург-Витебского отделения), расположенная в городе Дно Псковской области на пересечении железнодорожных линий Санкт-Петербург — Витебск и Рыбинск — Бологое — Печоры-Псковские.
Весеннее (на самом деле, ноябрьское) солнце позволяет рассмотреть вокзал станции Дно очень подробно (особенно с пешеходного моста над путями).
Современный вокзал построен в 1950-е годы. В этом стиле строились (или отстраивались после войны) многие здания. Взять хотя бы знаменитые московские высотки. Но и вокзалы не были исключением. Вот, например, здание вокзала в Волхове. Как-будто, по одному проекту создавались.
Советскую символику пока не убирают.
Станция Дно большая (узловая). И место у вокзала просторное между путями.
Спускаемся с моста. Здесь установлен памятник Анастасии Бисиниек, участнице подполья в городе Дно.
Анастасия Александровна Бисениек (урожд. Финогенова; 1899, Дно — 1943, дер. Заполянье, Ленинградская область) — участница и фактический руководитель дновской подпольной организации, действовавшей во время немецкой оккупации и организовывавшей диверсии на железнодорожном транспорте, побеги пленных из концлагерей, агитационную работу в оккупированном городе. В 1965 году удостоена звания Героя Советского Союза (посмертно).
13 октября 1943 года Анастасию по указанию коменданта Заполянского лагеря расстреляли. В ноябре 1943 года (за 3 месяца до освобождения желеднодорожного узла Дно войсками 2-го Прибалтийского и Ленинградского фронтов, предвидя наступление Красной Армии, оккупационные власти решили ликвидировать лагерь, организовали раскопки и сожжение останков всех погибших в Заполянском лагере за 10 месяцев его существования.
Об Анастасии Бисиниек. Сложная судьба.
Когда-то давно приходилось бывать на этой станции: ресторан, люди, поезда, едущие с юга, на Москве и пр.
Нынче — тишина.
Первый вокзал станции Дно построен обществом Москово-Виндавской (Вентспилс) железной дороги в 1897 года на линии Бологое-Псков. Здание вокзала одноэтажное, деревянное.
Деревянный одноэтажный вокзал станции Дно, выстроенный в 1897 году, был полностью уничтожен немецко-фашистскими захватчиками 1944 году. В 1949 году взамен временного деревянного барака был построен 2-этажный кирпичный вокзал
А вот еще об одном герое первых дней войны:
17 июля немцы попытались захватить водонапорную башню, которая снабжала водой предприятия города, баню. В тот день на станции Дно дежурил 47-летний лейтенант милиции Иван Сергеевич Пашков.
Дежурный по водонапорной башне позвонил в милицию на станцию и успел сказать только одно слово: «немцы». Иван Пашков собрал ещё 14 человек и отправился освобождать стратегически важный для города объект.
Однако до водонапорной башни защитники не дошли: их расстреляли вражеские солдаты. В память об отважном милиционере не здании дновского вокзала установлена мемориальная доска.
Много интересного из Железнодорожного музея в Дно.
И еще один памятник на станции — самый настоящий паровоз.
Паровоз на постаменте установлен в честь революционных, боевых и трудовых традиций дновских железнодорожников.
Построен в 1933 году Ворошиловградским заводом. Установлен на постамент 5 августа 1990 года.
1 марта 1917 года на станцию Дно прибыл поезд Николая II. Император назначил здесь встречу Родзянко, однако тот прибыть не смог, и поезд двинулся во Псков, где 2 марта Николай подписал отречение от престола.
У Пастернака другая версия вероятных событий — государь стремился в Петроград — разрешить все проблемы:
Ах, если бы им мог попасться
Путь, что на карты не попал.
Но быстро таяли запасы
Отмеченных на картах шпал.
Они сорта перебирали
Исщипанного полотна.
Везде ручьи вдоль рельс играли,
И будущность была мутна.
Сужался круг, редели сосны,
Два солнца встретились в окне.
Одно всходило из-за Тосно,
Другое заходило в Дне.
История объективна. Она уже произошла.
И станция, конечно.
И еще раз посмотрим на такое примечательное строение. Небо, свет и шпиль, стремящийся в высоту.
Флаг новых владельцев железных дорог. У них, с точки зрения обычного пассажира, бывает по-разному. Иногда, очень все хорошо. А иногда …лучше уж не ездить.
Пора дальше, к Порхову. Напоследок посмотрим на замечательный вокзал в Дно.
Хватились на станции Дно Потеряно место одно. В испуге считают багаж Диван, чемодан, саквояж… |
На карте: