Приехали из путешествия по Белоруссии, где в последнюю неделю февраля выдался всего один солнечный денек. И у нас та же петрушка. Переходный период от зимы к весне.
Но наконец-то, появилось солнце. Поэтому решили обязательно съездить куда-нибудь на просторы Ленинградской области. Самое близкое и занимательное место — город Кронштадт.
Первым делом, конечно, на Якорную площадь, посмотреть, как там поживает великолепный Морской собор, которому в 2013 году исполнилось 100 лет.
Вопрос о строительстве вместительного храма для моряков Кронштадта поднимался еще в 1830-х годах и только в 1897 году ходатайство императору было удовлетворено и открыта подписка добровольных пожертвований на постройку собора.
1 сентября 1902 года в присутствии адмирала Макарова началось строительство. Автором проекта храма (вместимостью 5000 человек) стал Василий Косяков (1862-1921) — один из трех знаменитых в конце 19-начале 20 веков братьев Косяковых — гражданских инженеров и архитекторов.
Василий Косяков — с 1905 года и до конца жизни — первый избранный директор Института гражданских инженеров (ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет).
Именем архитектора Василия Косякова назван теплоход, курсирующий по Онежской губе Белого моря по маршруту Кемь-Соловки.
Освящение собора состоялось 10 (23) июня 1913 года в присутствии императорской семьи. После революции храм был закрыт в 1919 году (службы продолжались до 1917 года). После закрытия собор переоборудовали в кинотеатр имени Максима Горького, поэтому местные жители называли это здание «Максимкой».
Обойдем окрестности у собора. Овраг, соединяющий Доковый бассейн с Петровским доком еще в зимней спячке. К тому же затянут льдом, хотя в другое время года это обычный овраг (а не канал).
Спустимся по стальной лестнице к Доковому бассейну.
В начале 18 века развитие военно-морского флота настоятельно требовало сооружения в Кронштадте сухого дока, чтобы иметь возможность ремонтировать подводную часть кораблей. Этим делом лично занялся лично Петр I. Он изучил существовавшие в то время в европейских государствах сухие доки и выяснил, что все они имели очень существенный недостаток: после ввода корабля в док требовалось более месяца на выкачивание воды.
Петр I исследовал местные условия и составил официальный проект сухого дока, осушение которого производилось не выкачкой, а самотеком. Для этой цели предусматривалось в восточной части острова Котлин вырыть бассейн и соединить его с доком специальным оврагом. Уровень бассейна был значительно ниже уровня дока, что обеспечивало свободный сток воды.
На склонах оврага расположен Овражный парк, а по пологой лестнице можно подняться к Летнему саду. Посмотрим как еще в заснеженном саду уже просыпается весна — об этом нам рассказывают многочисленные птицы, радующиеся самому настоящему весеннему солнцу.
А Летний сад пока еще зимний.
Некое загадочное сооружение под названием Грот. Для чего он был построен в этом месте выяснить не удалось. Но зато с горки можно покататься на санках или «ватрушках». Только осторожно, чтобы не врезаться в дерево. Это не у нас в Удельном парке, где для катающихся — простор и скорость.
Возвращаемся к Доковому бассейну.
Макаровский мост, перекинутый через овраг, соединяет Якорную площадь с Красной улицей.
Интересно, что мост был построен в начале 20 века для Николая II — дабы сократить ему нелегкий путь (меньше километра на автомобиле или карете) от Петровской пристани до Морского собора , на освящение которого он прибыл с семейством. Существует легенда, согласно которой император испугался переходить непрочную по виду переправу и послал вперед одного офицера, получившего впоследствии награду за героизм.
На Якорной площади недалеко от Макаровского моста стоит памятник адмиралу Степану Осиповичу Макарову (1849-1904), все регалии и заслуги перечислять достаточно долго.
Герой русско-турецкой войны (1877-1878) — впервые применил торпедное оружие, разработал русскую семафорную азбуку, изобретатель пластыря для заделывания пробоин в корпусе судна, инициатор использования ледоколов для исследования Северного морского пути (ледокол «Ермак») и прочая и прочая.
Погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на японской мине.
В 1917 году на площади возле адмиралтейского садика, после событий 1 марта, по постановлению местного Совета появились первые захоронения.
В июле 1917 года туда перенесли прах семерых расстрелянных участников восстания 1906 года.
Летом 1918 года привезли с Волги несколько моряков, убитых в бою белогвардейцами.
В дальнейшем, в эту же могилу положили участников подавления мятежа на Красной Горке в июне 1919 года, и жертв событий в марте 1921 года в Кронштадте.
«Вечный огонь» горит с 6 ноября 1980 года. Он был зажжён от огня на Марсовом поле в Ленинграде. (http://www.kronstadt.ru/gallery/gallery_pk_11.htm)
Южная сторона памятника на Якорной площади: «1905—1906. Бесстрашно вы пали в борьбе за свободу и подвигом путь Октябрю озарили».
Еще разок полюбуемся на замечательный Морской собор и переедем к еще одному интересному месту в Кронштадте — на Музейную площадь.
На карте: