После прогулки по набережной реки Сож заходим на территорию Гомельского дворцово-паркового ансамбля, история которого начинается в конце 18 века, когда 10 июля 1775 года Екатерина II пожаловала гомельское староство графу Петру Александровичу Румянцеву и выделила из казны деньги на строительство дворца графа в Гомеле.
Сначала поглядим только на Петропавловский собор и ближайшие достопримечательности парка. Самая интересная, конечно, часовня-усыпальница Паскевичей.
А на собор св. Петра и Павла смотреть можно, только подняв голову к небу. Очень уж маленький двор. А вокруг — парковые деревья.
Собор заложен протоиереем Иоанном Григоровичем 18 октября 1809 года во владении Н. П. Румянцева, строился в 1809—1819 годах в стиле классицизма (архитектор — Дж. Кларк).
Размещается на высоком мысу над Сожем и виден издалека.Окончательно строительство завершилось в 1824 году.
Высокий классицизм.
Двор вокруг собора хотя и небольшой, но здесь уместилась небольшая аккуратная (можно сказать, домашнего вида) церковь Иоанна Предтечи.
И еще какие-то «богатые» позолоченные инсталляции с ангелом (что-то подобное встречалось во время поездки «Деревянные церкви Карельского перешейка«)
Сам собор великолепен. Стиль начала-середины 19 века внушителен.
Память об известной благотворительнице княгине Ирине Паскевич (1835-1925) у стен Петропавловского собора. В Гомеле в честь нее названа улица — Ириновская.
Для любителей ботаники в парке тоже есть интересные экземпляры. Как у нас в Ботаническом саду под открытым небом. И здесь, среди снега, неплохо выглядит это вечнозеленое растение. Пальмам было бы сложнее.
Вот и усыпальница Паскевичей, владевших парком и дворцом после Румянцевых с 1834 года.
Пускают туда только по пятницам, субботам и воскресеньям. Нам не удалось попасть в вельможные подземелья в понедельник.
Часовня-усыпальница построена в 1870-1889 годы в псевдорусском стиле под руководством академика архитектуры Червинского (проект создавался при участии А. Х. Пеля рядом с Петропавловским собором Фёдором Ивановичем Паскевичем для упокоения членов семьи Паскевичей.
А почему стиль псевдорусский? В чем это интересно выражается? Как вычурный ГУМ на Красной площади (про это шутил герой Никиты Михалкова из фильма «Я шагаю по Москве»)?
А вот все вместе в этой части большого ансамбля.
А вот в этом веселеньком здании находится филиал Ветковского (город Ветка) музея народного творчества.
Музей народного творчества был основан в Ветке 30 ноября 1978 года. В его основу легла личная коллекция Фёдора Шклярова – местного жителя, выходца из старообрядческого рода, художника и коллекционера.
Но — понедельник. И все музеи на отдыхе (или профилактике).
И немного о природе. Парк, все-таки. Деревья птицы и прочие белки. Здесь все устроена для удобства и живности, и посетителей, которые любят на эту живность поглазеть.
И кое-кто, меняющий окраску с зимней на летнюю заинтересовался угощением.
А синички, они повсюду. Вот лазоревка, синичка-малышка, повстречалась.
Скоро-скоро наступит настоящая весна и не только синицы начнут петь свои веселые и звонкие песни.
А мы дальше — пройдемся вокруг дворца Румянцевых-Паскевичей. Хорошее место выбирали раньше князья. Да и сейчас не плошают.
На карте: