Путешествия — это хорошо. Проветриться, поглазеть на разные ландшафты, архитектуру. Словом, посмотреть на мир. Но и в своем городе можно не просто прикоснуться к великой истории, а заодно и связать с ней новое, не очень далекое путешествие.
Побываем еще раз на Сенатской площади и в Александровском саду — уже летом. Одно из самых посещаемых туристами мест города на Неве (с Эрмитажем, конечно, ничто не сравнится).
Вот там вдалеке китайские товарищи фотографируются на фоне Исаакиевского собора. Очень долго они это делают. А мы пока Тютчева вспомним, мечтающего уехать в Геную, к теплому югу. Нынешним как-бы летом эта мысль очень здравая.
На Сенатской площади стоит один из символов Санкт-Петербурга — Медный всадник или памятник Петру I, установленный в августе 1782 года.
Модель конной статуи Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768-1770. Голову статуи лепила ученица этого скульптора, Мари Анн Колло. Змею, по замыслу Фальконе, вылепил Фёдор Гордеев.
Отливка статуи осуществлялась под руководством литейных дел мастера Екимова Василия Петровича и была закончена в 1778 году. Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял Юрий Фельтен.
Мы же, в этот раз обратим внимание на внушительный каменный постамент, на котором возвышается памятник Петру. Гром-камень.
Гром-камень — мегалит, ставший основой пьедестала Медного всадника.
Для поиска камня под пьедестал «Медного всадника» в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было опубликовано обращение к частным лицам, которые пожелали бы «для постановления… монумента в гору выломать и привезти сюда, в Санкт-Петербург».
Подходящий камень был предложен казённым крестьянином Семёном Григорьевичем Вишняковым, поставщиком строительного камня в Санкт-Петербург.
Гром-камень располагался в окрестностях деревни Конная Лахта. По местной легенде, своеобразную форму камень приобрел в результате удара молнии, расколовшей гранитную скалу. Отсюда и его название.
Ну что же, поедем в окрестности Конной Лахты и посмотрим на место, откуда был вытащен знаменитый Гром-камень.
Кстати, название «Конная» — искажение от финского «конту», что означает «двор», «хозяйство». В буквальном переводе Конту Лахта — Лахтинский двор. А Лахти, вообще, означает залив. Хозяйство на Заливе.
Проезжаем Конную Лахту и нелегкими тропами (через помойку и ручей) прибываем к Петровскому пруду, откуда и был добыт Гром-камень для Медного всадника.
Пруд, как пруд. Но и особо охраняемая природная территория с богатым (насколько это возможно вблизи мегаполиса) растительным и природным миром.
Информация на стенде у Петровского пруда сообщает, что сюда заходят лисица и заяц-беляк. В пруду водится золотой карась, серая жабы и несколько видов лягушек.
О птицах и говорить нечего — зяблики, соловьи пеночки, дрозды и прочая… И с растениями тоже все в порядке — и луговыми, и болотными. Это если помойку не уберут навсегда.
Началу перевозки Гром-камня соответствовала серьёзная подготовка. Были приняты во внимание рекомендации академика Ивана Бецкого. Проведено исследование предлагаемой для перевозки камня десятикратно уменьшенной модели «машины».
Её испытания показали, что движением пальца можно тащить 75-пудовую тяжесть. Было найдено, что наиболее рациональным является установка камня на деревянной платформе, перекатываемой по двум параллельным желобам, в которые были уложены 30 пятидюймовых шаров.
Посредством эксперимента был выбран достаточно прочный материал для желобов и шаров. Он состоял из сплава меди с оловом и галмеем. Была отработана технология их изготовления.
Разработан процесс подъёма камня с помощью рычагов и домкратов для подведения под него платформы. При этом специально были приняты меры по страховке камня от его падения при аварии.
Непосредственные подготовительные работы к перемещению камня начались 26 сентября 1768 года. Были построены казармы для 400 рабочих, а до берега Финского залива прорублена просека шириной 40 метров и длиной почти 8 км.
После изъятия камня оставшийся котлован постепенно заполнила вода. Это и есть Петровский пруд.
Пройдемся вдоль берега пруда. Наибольшее внимание привлекли головастики — они у берега плавают в огромном количестве. Наверное, неплохая пища для золотого карася.
Уникальная операция по транспортировке Гром-камня продолжалась с 15 (26) ноября 1769 года по 27 марта (7 апреля) 1770 года, когда проложенная дорога, промёрзшая на полтора метра, могла выдерживать нагрузку.
Скалу при помощи огромных домкратов приподняли и поместили на специально созданную, в рамках подготовительных работ, транспортную машину. Непосредственное перемещение транспортной машины осуществляли двумя кабестанами (лебедками).
За сутки, по прямой, проходили порядка 20…30 шагов. На поворотах скорость снижалась.
(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%BC-%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8C)
И, раз такая оказия, полюбуемся первыми признаками лета.
И здесь же можно почитать краткую истории о доставке огромного валуна в Санкт-Петербург. Работы заняли два года.
И на Заливе в Лахте.
Транспортировка камня по воде осуществлялась на судне, специально построенном по чертежу известного галерного мастера Григория Корчебникова. Оно транспортировалось двумя парусными краерами, поддерживающими по бокам для увеличения остойчивости. Проводка началась только осенью. Длина маршрута составила без малого 13 километров.
А еще на этом берегу установлен скромный знак в память о событиях в ноябре 1724 года: «1 ноября 1724 года, утром Петр Великий отправился из Дубков в Санкт-Петербург. Напротив Лахты яхта императора и сопровождавшее его судно были застигнуты наводнением и страшной бурей.
Судно сопровождения затонуло, команда погибла. И только двух человек удалось спасти. В критическую минуту мужество не покинуло царственного шкипера, он спас свое судно от верной гибели , и 2 ноября к вечеру, благополучно привел его в Санкт-Петербург«.
Гигантский Гром-камень при огромном стечении народа прибыл в Петербург на Сенатскую площадь 26 сентября 1770 года.
Для выгрузки камня у берега Невы был использован приём, уже применённый при погрузке: судно было притоплено и село на предусмотрительно вбитые в дно реки сваи, что дало возможность сдвинуть камень на берег.
На карте:
Галерея:
У вас неверно отмечена локация пруда на карте. Посмотрите в народную Яндекс.карту — он сервернее (и вообще поиском в Яндекс.карте его можно найти).
Спасибо большое! Даже не понимаю, как случилась такая ошибка — ведь два раза ездили, естественно, ориентируясь на карту.