Заканчиваем нашу ноябрьскую прогулку по Таллину. Пока, конечно, только по центру ходили — в первый раз. И солнце было, и туман, и Ратуша, и старые крепостные стены Vana Linna.
Посмотрим теперь на скульптуры, говорящие о древних эстонских мифах, и на так называемое современное искусство и опять просто на город. Напоследок.
Поднимемся на Холм Линды у Длинного Германа — жены героя Калева.
Начало истории:
В северном краю, на опушке зеленой рощи Таары*, стоял на утесе дом Калевитян. Подрастали в том доме три сына. Когда они возмужали, покинули все трое отчий дом и разбрелись по белу свету. Один сын укатил в Русь и сделался купцом. Другой отправился в Турию* и стал отважным воином. Третий — Калев — сел верхом на морского орла и полетел через моря и земли к берегу Виру*. Там он основал державу и стал ее первым правителем.
В землях Ляэне жила одиноко молодая вдова. Как-то утром погнала она скотину на выгон — и что же она нашла на тропке?
Курочку нашла рябую,
Близ нее яйцо тетерки
И живого вороненка. И далее … Про Линду и Калева.
Бедная вдова Линда долгие месяцы оплакивала своего любимого мужа Калева, давая волю жалобам и горьким слезам. И стала она приносить на его могилу каменные глыбы, дабы воздвигнуть Калеву достойный памятник и сохранить память о нем для потомков.
В Таллине и поныне можно видеть это надгробие Калева — холм Тоомпеа. Под ним спит вечным сном король древних эстов, с одной стороны холма шумят морские волны, с другой — шелестят родные леса.
Однажды Линда несла на могилу большую глыбу. Она торопливо ступала по холму Ласнамяги, неся на спине в праще, сплетенной из своих волос, целую скалу.
Тут вдова споткнулась, и тяжелый камень скатился с ее плеч. Не поднять было Линде эту скалу — от горя бедняжка высохла, потеряла былую силу рук. Женщина села на камень и заплакала горючими слезами, жалуясь на свою вдовью долю.
Добрая фея ветров ласково гладила шелк ее волос и осушала ее слезы, но они все струились и струились из очей Линды, словно ручейки по горному склону, собираясь в озерцо. Озерцо это становилось все больше и больше, пока не превратилось в озеро. Оно и поныне находится в Таллинне на холме Ласнамяги и называется Юлемисте (Верхнее). Там можно увидеть и камень, на котором сидела плачущая Линда.
И если тебе, путник, доведется идти мимо озера Юлемисте, остановись и вспомни о славном Калеве и его неутешной Линде.
До озера Юлемисте мы в этот раз не добрались. Но посмотрели на безутешную Линду и холм Тоомпеа.
И еще таллинские скульптуры. И забавные, и познавательные.
О трубочистах:
Большая часть грязи в печных трубах — сажа, то есть углерод. Если его накопится много, он становится горючим; возгорания печной сажи — нередкая причина пожаров. Если на печи/плите ещё и готовят, получается жирная сажа, ещё более пожароопасная.
Кроме того, в отходящих газах бывают оксиды серы и азота — особенно при сжигании каменного угля, органического мусора. Соединяясь с водой, они превращаются в кислоты, которые разъедают кирпичные и стальные конструкции.
Родиной профессии трубочист считается Дания. Первым зданием Копенгагена, где прочистили дымоходы, стал замок короля Кристиана IV, нанявшего в 1639 году для этой работы литовца Гудманда Ольсена. Со временем к услугам трубочистов стали обращаться все чаще, однако, лишь после большого пожара 1728 года, уничтожившего почти половину Копенгагена, стало ясно, что проблему хорошей тяги камина или печи надо решать на государственном уровне.
В 1731 году мастер Андреас Ниешке, родом из Силезии, был назначен первым профессиональным трубочистом Датского королевства. Однако официальное признание ремесло получило лишь полвека спустя — 11 февраля 1778 года, когда вышел указ Кристиана VII о создании ремесленного цеха датских трубочистов, поэтому профессиональным праздником является 11 февраля.
Когда в моду вошли цилиндры, трубочисты стали шутки ради носить недорогие клеёнчатые цилиндры. Впрочем, выяснилось, что это довольно практичная шляпа: внутрь можно положить мелкий инвентарь. Говорят, что цилиндр может уберечь от падающего кирпича — впрочем, это сомнительно, да и на высоте трубочист снимает цилиндр и надевает кепсель — облегающую шапочку.
И на удачу — почистить нос и пуговицы.
Еще скульптура неподалеку от старых крепостных стен. Или заснувший до мая фонтан.
Но блюда пустое. Надеемся, что это не Саломея.
И к современному искусству (куда же без него). Мальчики под зонтом. Автор явно что-то хотел сказать. Над этим выражением потешаются, вспоминая свои уроки литературы. Но ведь и правда, автор всегда что-то хочет сказать. Иначе он бы ничего не создавал.
В центре столичного парка Канути, расположенного на бульваре Мере (Морском), поблизости от здания Центра Русской Культуры, установлена гранитная чаша, в которой работает фонтан. Главным его украшением является скульптурная композиция, которая называется «Мальчики под зонтом». Достопримечательность находится под охраной государства и внесена в регистр памятников Эстонии под номером 2242. Автором памятника является таллинский скульптор Маре Микоф.
В качестве материалов для изготовления композиции были использованы гранит и бронза. Скульптура была создана в 1985 году и долгое время служила украшением для разных мест столицы Эстонии. В парке Канути она была установлена в 2008 году. Торжественное открытие фонтана прошло 15 мая в рамках Дней Таллина.
Источник: https://triptoestonia.com/tallinn/pamyatniki/malchiki-pod-zontom/
Ну что можно сказать. По-современному. И живенько так. Не дай бог в мракобесии и ретроградстве обвинят.
Всякое интересное по дороге попадается. Ресторация Hopner. Славится пивом. Аж с 1681 года действует. И тоже вопрос к дизайнеру вывески. Что бы это значило.
И про любовь. И современное искусство снова. Горка поцелуев.
В 2007 году на горке установлены две скульптуры — «Миг до поцелуя» и «Миг после поцелуя» (скульптор Тауно Кангро).
И еще у горки Поцелуев — скульптура. Мальчики и эээ.. рыба. Тоже, так сказать в духе или тренде.
А теперь немного передохнем и посмотрим на другое, не очень современное искусство и архитектуру. И на природу.
Все-таки продолжение следует…
Бьют часы на Старой башне.