Наша прогулка по Риге, начавшаяся утром, продолжается. Остановились на площади Ливов, где Дом с черными котами и Большая и Малая гильдии.
Еще немного, и выходим к границе Старого города. Здесь совсем другая атмосфера. И интересные часы…
Отсчёт их истории может вестись с 1904 года, через два года после того, как в Риге был запущен трамвай.
До начала 1930-х часы носили имя прославившегося защитой трудового класса депутата Вецкалнса, но обстоятельства изменились и часы вскоре приобрели новый вид вслед за рекламной функцией, которую они стали исполнять. На перекрёстке Известковой (Калькю) и бульвара Бастея открылся новый магазин шоколадной продукции Теодора Ригерта.
Владельцы магазина озаботились вопросом поиска места для рекламы своей продукции, однако долго выбирать им не пришлось — угловые часы на железном столбе пришлись как нельзя кстати. В начале 1930-х они были украшены логотипом предприятия по производству шоколадных изделий.
В 1936 году фабрика Ригерта поменяла своё название на «Лайма» (в переводе с латышского, laime — счастье).
И про Свободу, которую ежедневно охраняет караул:
Памятник Свободы (латыш. Brīvības piemineklis) в Риге — одна из главных достопримечательностей города и один из неофициальных символов Латвии. Был установлен в 1935 году в память о павших борцах за независимость Латвии.
На вершине основного пилона высотой 19 метров стоит девятиметровая фигура «Свободы» — молодая женщина (известная как Милда), держащая на вытянутых вверх руках три звезды, символизирующие исторические части Латвии — Курземе, Видземе и Латгале.
Про Милду: все-таки литовская мифология, а не латышская.
Милда (Milda) в литовской мифологии богиня любви. Упоминается языческое святилище Милды, находившиеся в Вильнюсе, в Антакальнисе.
Имя Милды связано с литовским глаголом mylėti, milti («любить»), (pa)milti («влюбиться», «(по)любить»), старолитовским mildìngai («дружески»), судавским mild-at («любовь»). Популярное женское имя в Литве.
У основания памятника — скульптуры и барельефы, отображающие героическую историю Латвии. Хотя по нынешним реалиям, вся героическая свобода страны отображается в способности вовремя подтявкуть новым хозяевам.
Надпись на фасаде памятника — «Tēvzemei un Brīvībai» (рус. «Отчизне и Свободе»).
А вот и настоящие свободные существа, правда тоже зависят от чьих-то подачек. Но в небе! Ух.
Пройдем еще чуть дальше по бульвару Бривибас (Brīvības bulvāris, «бульвар Свободы»).
Посмотрим на православный храм — Собор Рождества Христова — кафедральный храм Латвийской православной церкви.
Красивое сооружение в неовизантийском стиле. Очень похож на Иоанновский монастырь на Карповке. И конечно, Морской собор в Кронштадте.
Занятные оконца.
И парк здесь хороший, просторный. Жаль, что еще не лето. Вот бы красота была.
Но немного веселого добавим.
Но если почитать стихи Яна Райниса (Янис Плиекшанс 1865-1929), как то совсем грустно становится.
Из прошлых дней мне слышен
Угрюмого моря вой.
Швыряя пену, дышит
Разгневанно прибой.
Чем дальше, тем мрачнее
На дюнах стонет он…
О, если бы скорее
Окончился вечный стон!
Приучись копить копейку.
Понемногу скопишь сотни.
Отрывай от рта, у брюха,
Прозябай в сыром подвале.
Если ж не дождешься сотен,
То уж смерти ты дождешься.
Но есть и немного оптимизма:
Заходит солнце, ночь пришла,
Приносит страх густая мгла,
Заходит солнце, но взойдет,
Чтоб тьму хлестать лучом с высот.
А вот загадочная башенка (что-то в духе романтизма середины 19 столетия) за деревьями парка. Пройдем посмотрим, какие таинственные привидения там обитают.
Все гораздо проще и современнее: это здание Академии художеств.
Латвийская академия художеств (латыш. Latvijas Mākslas akadēmija) — государственное высшее учебное заведение Латвии. Основана в 1919 году одним из первых латышских профессиональных художников Вильгельмом Пурвитисом (1872—1945), ставшим первым ректором учебного заведения.
Здание академии построено в 1905 году по проекту архитектора В. Бокслафа.
То ли эклектика, то ли модерн. Но привидения в таком сооружении точно должны обитать.
Привидения, не привидения, но копию древней статуэтки (опять же — в современном стиле) перед входом поставили.
Венера Виллендорфская (нем. Venus von Willendorf) — небольшая статуэтка (11 см) женской фигуры, обнаруженная в одном из древних захоронений граветтской культуры близ местечка Виллендорф в Вахау, посёлке коммуны Агсбах, в Австрии археологом Йозефом Сомбати 7 августа 1908 года. Вместе с гальгенбергской венерой экспонируется в венском Музее естествознания.
Рижская Венера несколько крупнее. И название — Виллендорфская Венера 21 столетия.
Скульптура создана Бригитой Зелка (1986 г рождения). Высота скульптуры 4,5 метра. Сделана она из кусков резины, склеенных пеной и покрыта кусочками зеркального пластика.
И все-таки хочется надеяться, что современные творцы создадут не только копии древних статуэток или пародии на импрессионистов или то , что для них не Рембрант, Репин, Суриков, Да Винчи (лишь бы посовременнее).
А теперь к интереснейшему месту — Бастионной горке. Конечно, оно особенно привлекательно, как кажется, поздней весной, летом и во время золотой осени.
Бастионная горка (латыш. Bastejkalns) — старинный насыпной холм, расположенный в центре Риги напротив Пороховой башни.
Предваряет один из главных въездов в Старый город со стороны улицы Смилшу (Песчаной), по которой в средневековый период пролегал торговый путь до Пскова и Новгорода. Возвышается над территорией зелёных насаждений вдоль городского канала.
Почти дорожка-серпантин ведет нас к самой вершине горки.
В середине XIX века, после сноса крепостных защитных валов, освободился довольно большой участок городского пространства. В частности, цепь из 14 бастионов, окружавшая город, была разрушена и на их месте впоследствии были построены примечательные общественные здания.
На месте Песчаного бастиона, располагавшегося как бы на пути Большой песчаной дороги, было решено создать декоративное насыпное возвышение, получившее впоследствии название Бастионная горка.
Поднимаемся на самую вершину горки, чтобы узреть …
Опять как-бы современное искусство. Трогательное и простое. А зачем усложнять?
Чудо современного художественного гения.
Зато практично. И посидеть, наверное, на них не запрещается.
И, как обычно, шедевры природы повсюду. На Бастионной горке немного пообедали городские птички.
Красавица-синичка осматривается — все ли безопасно вокруг?
Как-будто после купания. Только в снегу.
Спускаемся с горки. Старая знакомая — Пороховая башня уже при веселом дневном свете.
Впервые в летописном источнике башня упомянута в 1330 году в связи с покорением города войсками Ливонского ордена.
Специально для магистра Эберхардта фон Монгейма пушечным выстрелом было проделано отверстие в крепостной стене, через которое сюзерен с помпой въехал в заново покорённую Ригу.
И пройдем немного от башни по пешеходной улице Торня.
Улица Торня (латыш. Torņa iela, Башенная улица) — улица в Риге, в историческом районе Старый город.
Формируется в XVII—XVIII века у крепостного вала и городской крепостной стены.
В 1846 году стала называться улицей Яковлевских казарм (латыш. Jēkaba Kazarmu Iela), которые были возведены у крепостной стены в конце XVII века.
А напротив чуть-чуть суровых крепостных стен — милые уютные домики, отделанные в средневековой стилистике.
Прогулка по Риге продолжается… Но пора и пообедать.
По теме:
Короткое мартовское путешествие по Прибалтике и Псковщине.