Наш солнечный день в Риге продолжается. Потихоньку двигаемся в сторону Рижского замка и и Даугавы. Делаем своеобразное туристическое кольцо.
Опять на улице Торня. Только сейчас пройдем не вдоль новодельных крепостных стен, а вдоль здания Арсенала, проект которого был утвержден в 1828 году — классицизм Петербурга начала века .
В 1987 году началась реконструкция здания, которое в настоящий момент служит выставочным залом Латвийского Национального художественного музея с одноимённым названием «Арсенал».
Вот и посмотрим на творения латвийских скульпторов. В основном, это бюсты (или, скорее, головы) деятелей искусств.
Суровые лики, суровый латышский сумрачный гений. Замечательные работы, передающие как минимум настойчивость и одержимость творцов.
Кришьянис Баронс (1835-1923) латышский писатель, фольклорист и общественный деятель, собиратель дайн — латышских народных песен. Активный участник прогрессивно-национального движения «младолатышей» 1860-х годов.
Он, наверное, был бы рад нынешним законам о языке и существованию «неграждан» в демократической европейской стране. А может, все-таки, у него был разум и гуманизм?
Имант Зиедонис (1933-2013) — латышский поэт, лауреат Государственной премии Латвийской ССР (1967). Народный поэт Латвийской ССР (1977), кавалер ордена Трёх звёзд (1995).
Грустная лирика.
Как странно — сколько невеселых дней
Ушло с тех пор, как мы в большой разлуке,
Но с фотопленки памяти моей
Ты мне протягиваешь ласковые руки.
Вокруг палатки полночи кольцо
И дождь. И снова дождь. И запах прели…
А я печатаю твое лицо
На белой бересте Карелии.
Ночной вагон. Замолкли голоса.
И только искры, искры за окошком…
А я печатаю твои глаза,
На чемоданах, тамбурах, подножках.
И на картошке в бурой борозде.
И где-то возле порта у причала.
А я печатаю тебя везде —
И на снегах, и на горячих скалах.
Везде, где небо — синий самоцвет,
Где плавленный асфальт черней, чем сажа.
И ни к чему бумага «бромпортрет»,
И проявителя не надо, и фиксажа.
И ничего не выдумать светлей,
И ретушировать и глянцевать напрасно —
На фотопленке памяти моей
Ты прявилась бесконечно ясной.
1963
Теодор Эдуардович Залькалн (латыш. Teodors Zaļkalns) 1876—1972) — советский латвийский скульптор, педагог, профессор.
Один из первых профессиональных латвийских скульпторов. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1957). Герой Социалистического Труда (1971).
Эмиль Мелдерис (латыш. Emīls Melderis; 27 мая 1889 — 29 апреля 1979) — латвийский и советский скульптор. Народный художник Латвийской ССР.
Учился в Рижской художественной школе В. Блюма. Окончил Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Санкт-Петербурге (1915). Совершенствовался в Париже (1922—1923 и 1928).
Просто, Бетховен.
И знаменитый маэстро Раймонд Паулс — композитор, автор бесчисленных шлягеров, до сих пор ценимых и любимых на, не побоюсь этого слова, постсоветском пространстве. Молодой Маэстро.
Это далеко не все скульптурные портреты у Арсенала.
Но приближаемся потихоньку к Рижскому замку. Это звучит гордо.
Это ныне резиденция президента Латвии, расположенная на берегу Даугавы. Одно из наиболее значительных в историческом и культурном плане зданий латвийской столицы.
Да, сейчас замок выглядит как местная управа губернского города. Но история у нег большая:
История Рижского замка восходит к 1330 году, когда его строительство затеяли вытесненные за тогдашние пределы города ливонские рыцари. После разрушения старого орденского замка в центре Риги в новопостроенный замок перебрался магистр Ливонского ордена, однако вследствие постоянных распрей с горожанами его резиденция была в XV веке перенесена в Венден (Цесис).
Во время очередного конфликта ордена с рижанами орденский замок в 1484 г. был практически уничтожен. По условиям мира рижане обязывались восстановить укрепления, что и было осуществлено в 1497—1515 гг.
Пройдемся вокруг: Костел скорбящей Богоматери — строгая архитектура и простота готики, хотя уже далеко не готика.
Церковь Скорбящей Богоматери появилась во второй половине XVIII века; тогда на месте засыпанного по рекомендации генерал-губернатора Юрия Юрьевича Броуна замкового рва была отстроена первая деревянная церковь для польского католического населения Лифляндской губернии.
По наиболее распространённым данным, именно в 1765 году здесь появилась первая каменная церковь, освящённая в честь Скорбящей Божьей Матери (Mater Dolorosa). Иногда в ряде других источников упоминается церковь, выстроенная из камня в 1760 или 1761 году.
Скульптура Богоматери расположена на заднем фасаде здания и смотрит на Даугаву. Или погружена в свои скорбные мысли.
Опять к Рижскому замку: как они там — башенки?
После упразднения Ливонского ордена замок населяли сначала польские (1578—1621), а потом шведские (1621—1710) наместники, которые расширяли и достраивали замок сообразно с собственными вкусами и потребностями.
Особенно значительные строительные работы, связанные с возведением нового крыла («предзамок»), развернулись в 1640-е гг.
Представительская функция замка уже в XVII веке доминировала над фортификационной; роль оборонительного щита Риги взяла на себя Даугавгрива.
В те же годы замок начал активно использоваться как тюрьма. До побега с англичанином Горсеем в Рижском замке была заточена вдова единственного короля Ливонии — Мария Старицкая.
Заодно выйдем на просторы Даугавы и полюбуемся на Вантовый мост. Открыт в 1981 году. Автодорожный вантовый мост через Даугаву. Мост соединяет части улицы Кришьяня Валдемара на правом и левом берегах Даугавы. Через мост осуществляется двустороннее троллейбусное и автомобильное движение.
И к последнему (или пред-предпоследнему) историческому этапу истории замка:
После осады и взятия Риги русскими войсками (1710) в Рижском замке водворились генерал-губернаторы Лифляндии. Отдельные помещения продолжали использоваться как тюрьма.
За годы русского правления замок окончательно утратил свою оборонительную функцию, а вместе с ней — и прежний грозный вид.
А теперь — на обед. Еще много интересного впереди.