После небольшой передышки продолжаем путешествие по незнакомой пока еще Риге. Старые здания и старая (и не очень) история.
Неподалеку от Рижского замка расположена главным фасадом к Даугаве церковь из красного кирпича — Англиканская церковь Святого Искупителя (The Factory Church of St. Savior). Почти готика, взметнувшаяся в голубое небо. Точнее, неоготика (1855-1859).
Здание англиканской церкви предназначалось для общины британских моряков, которые начали укрепляться в столице Лифляндской губернии с конца XVIII века в связи с необходимостью расширения торговых связей королевства.
Сама Рижская англиканская община официально была образована в 1830 году. Британские моряки должны были отправлять религиозный культ в Реформатской церкви, на Конюшенной улице (Марсталю в современной Старой Риге).
Уже в 1852 году исходя из новых потребностей времени англиканская община получает участок для строительства церкви на участке территории у Замковой площади, к которому примыкала цепь защитных сооружений, подаренных Риге шведскими мастерами-фортификаторами в период господства шведской короны (1621—1710 годы).
«Золотистые» двери и приглашения для всех желающих. О запретах фотосъемки, платках и юбках ничего нет. Понятно, что наши традиции надо чтить, но…
И еще подышим атмосферой Старой Риги. Пряничный домик и остроконечный шпиль собора Святога Иакова.
И домик рассмотрим поближе. Затейливые оконца.
Подходим к интереснейшему собору Святого Иакова. К сожалению, он так зажат в пространстве ближайшими строениями, что всю эту интересность практически невозможно разглядеть. Ну, что уж получилось.
Впервые церковь на этом участке, находившемся за пределами средневекового города, упоминается в 1225 году.
Собор Святого Иакова (латыш. Svēta Jēkaba katedrāle, нем. Jakobskirche) — памятник кирпичной готики, четвёртая по величине церковь Риги, главная католическая церковь Латвии, кафедральный собор Рижской архиепархии.
На протяжении нескольких веков (начиная с периода шведского владычества и заканчивая серединой 1920-х годов) являлась кафедральной лютеранской церковью.
В 1525 году (во время Реформации), в ознаменовании конфессиональной победы протестантского населения, Яковлевская церковь обрела статус главной церкви первой лютеранской общины Ливонии.
Вскоре в 1582 году церковь была выкуплена у горожан польским королём Стефаном Баторием, чья власть была установлена над Ригой примерно в это же время, и передана обществу иезуитов (обществу Святого Иисуса).
По условиям Альтмаркского мирного договора между католической Польшей и лютеранской Швецией, Рига официально вошла в состав шведского королевства на правах столицы Шведской Ливонии. Легендарный король-завоеватель Густав II Адольф первым делом распорядился снять с башни храма эксклюзивный рижский колокол.
Собор снова стал лютеранским.
С 1918 по 1923 год велись непрекращающиеся споры о том, как же следует использовать помещение церкви и, в конце концов, кому она должна принадлежать в новых условиях. Тогда же церковные власти новопровозглашённой республики никак не могли определить, какой из крупнейших средневековых храмов Риги следует передать латвийским католикам, которые остались «без крова».
В итоге, после долгих горячих дискуссий было решено передать Яковлевскую церковь в ведение католического архиепископа. Новое освящение церкви состоялось 3 мая 1924 года, а на следующий день в ней была отслужена Святая Месса по католическому образцу. Таким образом, 4 мая 1924 года архиепископ католической церкви Латвии Антоний Спрингович официально вступил в должность.
Да, богатая история. Особенно, история перехода от одного хозяина к другому. Четыре раза поменять свое вероисповедание! Но, Париж стоит мессы…
Рядом с собором — небольшой архитектурный комплекс — жилые дома под названием «Три брата». Жилая застройка этого квартала настолько плотная, что каждый из домов представляет из себя продолжение соседнего.
«Средний брат»:
Дата постройки этого дома, имеющего черты голландского маньеризма — 1646 год, обозначена на фасаде здания, реставрированного по рисунку И. Х. Бротце. При этом не следует забывать, что каждый из домов имел предшественников. Специалисты-реставраторы насчитывают от трёх до пяти поколений, предшествовавших каждому из зданий.
«Белый брат»:
Самое старое здание комплекса («Белый брат») было построено около 1490 года. У здания характерный ступенчатый фронтон с готическими нишами, на фасаде есть некоторые детали стиля ренессанс. До сих пор сохранились характерные для позднего Средневековья черты — каменные скамьи, которые стоят по обеим сторонам от входа в здание.
«Зеленый брат» совсем узенький.
Он построен позже других, в конце XVII века. Первое письменное свидетельство о застройке участка указывает 1718 год. Хозяевами дома были ремесленники, занимавшие первые два этажа под мастерские и использовавшие для жилья верхний третий этаж.
Почему столь разные здания объединили одним именем? Разная архитектура, разные эпохи. Загадка.
Продолжаем прогулку. От собора Святого Иакова двигаемся к Домской площади.
Короткое мартовское путешествие по Прибалтике и Псковщине.
Продолжение солнечного дня. Прикосновение к искусству и Рижский замок.