Еще раз проедем по знакомому маршруту у берегов Ладожского озера. Такой хороший маршрут никогда не станет скучным. Но — наступила зима. Особенно это чувствуется на берегах Ладоги.
Петрокрепость — Орешек.
18 января 1943 года Советская Армия прорвала блокаду Ленинграда, и в полосе прорыва железнодорожники в короткий срок построили железную дорогу Поляны – Шлиссельбург, а Ленинград получил прямое железнодорожное сообщение с Большой Землей. Впоследствии железнодорожный путь получил название — «Дорога Победы».
Первый грузовой поезд в Ленинград прибыл 7 февраля 1943 года. В тот же день с пятой платформы Финляндского вокзала на Большую Землю отправился товарный поезд, груженный отливками орудийных стволов. Поезд вез паровоз Эм 721-83. (http://railway-museum.ru/collection/branch-offices/3.html)
В двух шагах от станции выход к истоку Невы из Ладожского озера. И вид на крепость Орешек. Льда еще нет. Придется нашим рыбакам подождать. Хотя уж сил никаких нет.
Крепость была заложена в 1323 году по приказу Юрия Даниловича — внука Александра Невского. 12 августа 1323 года на Ореховом острове после 30 лет военных действий был заключен «вечный мир» между Новгородской землей и Швецией.
В лето 6831 (1323 от Р. Х.) ходиша Новгородци с князем Юрием Даниловичем в Неву и поставиша город на усть Невы на Ореховом острову; ту же пріехавше послы великы от Свейского короля и докончаша мир вечный с княземъ и с Новым городом по старои пошлине…
В 1323 году официально была установлена граница между Шведским королевством и Новгородской землей — она проходила от Финского залива по реке Сестре, на севере до озера Сайма (самая крупная озерная система Финляндии рядом с маршрутами популярных шоп-туров ) и затем на северо-западе до берега Ботнического залива.
Потом, конечно, все изменилось. Вот они — договоры-то эти.. И так всегда.
А вот некоторые пернатые не боятся даже льда, котороый начал появляться у берега.
Монумент Разорванное кольцо в Коккорево.
А теперь дальше — вдоль Ладоги. К месту, где в ноябре 1941 года была открыта ледовая Дорога Жизни — до Кобоны.
22 ноября 1941 года отправилась первая колонна автомашин ГАЗ-АА (или полуторки). В первую блокадную зиму ледовая дорога проработала 152 дня — до 24 апреля — за это время было эвакуировано более 550 тысяч человек и перевезено более 300 тысяч тонн продовольствия, боеприпасов и других грузов.
Для прохождения грузовика с тонной груза через озеро по льду, его толщина по всей трассе должна быть не меньше 20 см. Лёд такой толщины в Шлиссельбургской губе Ладожского озера образуется за 11 дней при средней температуре воздуха −5 °C, или за шестеро суток при температуре −10 °C. 17 ноября толщина льда была 10 см, 20-го уже 18 см.
Утром 20 ноября на восточный берег Ладоги с Вагановского спуска у деревни Коккорево был отправлен батальон конно-транспортного полка, недавно сформированного Ленинградским фронтом. Батальон представлял собой конно-санный обоз из 350 упряжек. Вечером того же дня обоз добрался до Кобоны, загрузился мукой и отправился ночью в обратный путь, прибыв в Осиновец 21 ноября с грузом 63 т муки.
При наведении ледовой дороги выяснилось, что для такого «ледяного моста» губительным является явление резонанса. Бывали случаи, когда тяжёлый грузовик, идущий по льду, нормально преодолевал маршрут, но идущая по тому же пути лёгкая машина с людьми при определённой скорости могла провалиться под лёд.
Это проявление резонанса было названо изгибно-гравитационной волной, и для автомобилей была предписана определённая скорость, чтобы избежать происшествий
Ничго такой ветерок с Ладоги дует.
У Осиновецкого маяка.
Еще посмотрим на Озеро великое Нево. Теперь у маяка.
Предназначение маяка — отмечать западную границу входа в бухту Петрокрепость, из которой начинает своё течение река Нева.
Осиновецкий маяк служил важным ориентиром на Дороге жизни во время Блокады Ленинграда (1941—1944). Ныне относится к ведению Министерства обороны, поэтому огорожен, но не охраняется
Маяк имеет высоту 70 метров, его лампы расположены на отметке 74 метра над уровнем озера. Занимает 9-ю строчку в списке самых высоких «традиционных» маяков мира, подъём состоит из 366 ступеней. Построен в 1905—1910 годах — столь долгий срок был вызван тем, что подрядчик, выигравший конкурс, разорился, а новых желающих осуществить столь сложный проект не нашлось, и в итоге маяк строился на скромные бюджетные деньги.
А вот еще путешествие к этим местам несколько лет назад.
И сейчас спокойно на озере, хотя у крепости Орешек в истоке Невы дул пронизывающий ветер.
Новое развлечение для отдыхающих на берегу. Покататься, покачаться или полазить по канатам.
Еще увидели Аллею Героев.
И еще на Ладогу полюбуемся. Но льда пока нет. Куда там ездят уже наши рыбаки, непонятно.
Камни, как инструменту геодезические. Как компас. Или астролябия. Солнце уже к часу.
У станции Ладожское озеро:
И последний пункт нашего путешествия вдоль берега Ладожского озера. Собственно, железнодорожная станция Ладожское озеро.
Грузовой Эш-4375 построен в 1923 году в Швеции на заводе «Нюдквист и Гольм» по чертежам Луганского завода. В тяжелых условиях блокады Ленинграда, голодные, под обстрелами и бомбежками, бригады машинистов-комсомольцев В.Елисеева, В.Еледина и А.Самойлова обеспечивали воинские перевозки, эвакуацию и подвоз продуктов на линии Ладожское Озеро-Ленинград.
И напоследок к Ладоге. Камни, сосны и вода. И немного солнца…Все как положено. Только льда нет.
Все-таки лед и вода.
Лед и камень.
Неплохое место для пикника. Но далековато. Лучше в Ольгино.
На прудах у Ваганово:
Посмотрим на уже заснувшую природу ноября. Пруды уже подо льдом. Чего греха таить, проверили свои места, где паслись целые стада масляток. Но, конечно, к зиме только зимние опята попадаются или еще что-нибудь научное.
А вся осенняя красно-желтая красота уже опала.
Но здесь, в отличие от Озера, ледок уже встал и укрепился.
А водные растения еще пытается во льду что-то из себя изображать.
В общем, зима начинается. Грустить не будем. Тепло оденемся и купим Новогоднего гуся.