Обычно мы бывали в Москве проездом. Что поделать — главный пересадочный железнодорожный узел. А вот теперь специально приехали в столицу. И, конечно, пытаемся посетить места, которые на слуху у любого жителя нашей огромной страны. Особенно, если этот житель знаком с советским кинематографом.
Завершаем наш второй день в Москве прогулкой по Арбату и долгой дорогой по улицам и переулкам города к ставшей уже родной Петровке.
Ну что увидели, то увидели. Может, в следующий раз будут более яркие впечатления.
«Принцесса Турандот» по сказке Карло Гоцци — последний прижизненный спектакль Евгения Вахтангова, поставленный им в 1922 году в Третьей студии МХТ (впоследствии Государственный академический театр имени Е. Вахтангова) и считающийся шедевром театра.
Жестокая красавица китайская принцесса Турандот не желает выходить замуж. Чтобы женихи не одолевали, она придумала им невыполнимую задачу — разгадать три труднейшие загадки, а кто не угадает — того казнить.
Но поток влюблённых не иссякает. Каждому прибывающему очередному жениху она загадывает свои загадки, после чего несчастного уводят на казнь. Но вот появляется ещё один влюблённый — зрители знают, что это принц Калаф, но коварной Турандот ещё предстоит это выяснить.
Она, как всегда, загадывает свои загадки. После различных трагедийных и комедийных приключений сказка заканчивается всеобщей влюблённостью и свадьбой враз подобревшей принцессы и благородного принца.
Зрелищность привносят четыре персонажа — классические маски итальянского театра комедии дель арте: Труффальдино, Тарталья, Панталоне, Бригелла.
А вот и Арбат — пешеходная улица в центре Москвы.
Улица Арбат проходит от площади Арбатские ворота до Смоленской площади, лежит между Пречистенкой и Новым Арбатом. Нумерация домов ведётся от площади Арбатские ворота. Протяжённость Арбата составляет 1,2 километра.
Своё имя улица получила по названию местности — Орбат (Арбат), лежавшей к западу от Кремля. В XVI—XVII веках Арбатом называлась обширная местность, лежавшая между современными Знаменкой и Большой Никитской улицами, при этом основной улицей района была Воздвиженка, которая главным образом и получила название «Арбат».
Название Орбат впервые упоминается в 1475 году: «погорел совсем на Орбате Никифор Басенков».
Однозначного вывода о происхождении этого топонима до сих пор не существует.
Вот так всегда. Одно дело — топоним река Черная в наших северо-западных краях — темные воды из торфяных болот. А здесь ничего непонятно. Зато сколько диссертаций можно написать.
Да. Арбат — просто пешеходная улица с магазинчиками, кафе, музыкантами, сувенирными лавками и лотками, где квалифицированные потребители удовлетворят свои потребности (в основном, туристические).
Но вот и знаковое место. Театр Вахтангова
Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова — драматический театр в Москве. Был образован в 1913 году как Студенческая драматическая студия, руководил которой Евгений Вахтангов.
Официальной датой открытия 3-й студии Московского Художественного театра (МХАТ) считается 13 ноября 1921 года, в этот день был показан спектакль «Чудо святого Антония». В 1926-м студия была переименована в Театр имени Евгения Вахтангова — по имени его основателя и первого руководителя. В 1956 году театру присвоили статус академического.
Евгений Богратионович (урождённый Багратионович) Вахтангов (1 (13) февраля 1883, Владикавказ — 29 мая 1922, Москва) — русский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог, основатель и руководитель Студенческой драматической студии (1913—1922), с 1921 года известной как Третья Студия МХТ, а с 1926 года — как Театр имени Евгения Вахтангова.
А вот совсем новое для нас. Памятник. Пушкин и его супруга. Оказывается, напротив музея-квартиры Пушкина. Нынче вход туда только по пресловутым кодам. Да уж…
Ну вот такая эта улица, воспетая поэтами. А мы быстренько прошлись (на первый раз достаточно) и к дому на Петровке — через центр Москвы.
И по дороге всякое разное посмотрим.
Еще лето, еще нет больших автомобильных пробок.
А вот тоже центр. На Большой Никитской. Как-то все подзаросло.
И пр информацию. Здесь-то точно не соврут о событиях в мире и в стране.
А вот кое-что знакомое.
Памятник Низами Гянджеви — памятник выдающемуся поэту, классику персидской поэзии Низами Гянджеви, расположенный в столице России, в Москве, в сквере Муслима Магомаева около здания посольства Азербайджана.
У нас на Каменноостровском проспекте тоже есть этот поэт.
Про страсть-любовь:
Прекрасна ты! Клянусь аллахом, как раз такая мне нужна.
Жемчужина в объятьях мрака, в ночи сверкая — мне нужна.
Твой рот горит, грозя пожаром, а родинка — сандал и сахар!
Жаровня, пышущая жаром, в преддверье рая мне нужна.
Я — соль, ты — сахар тростниковый, присоленный же сахар — слаще.
Сласть, соль вбирая, мне нужна.
Из круглой чаши оба мира я выпью, милый виночерпий,
Мне честь иная — не нужна.
Волос твоих душистый ветер мир поит мускусом и амброй,
Ты, это зная, мне нужна.
Твой локон стал мне господином, меня он молча одобряет:
«Что ж, прыть такая мне нужна!»
Экий затейник был.
Долго-долго идем по улицам-переулкам. И наконец, выходим на Тверскую улицу.
Памятник Юрию Долгорукому — московский скульптурный памятник «основателю города» Москва, первому суздальскому князю (впоследствии также Великому князю Киевскому). Установлен в 1954 году на Тверской площади (c 1918 по 1993 год называвшейся Советской), напротив здания Мэрии Москвы (в советскую эпоху — здание Моссовета). Скульпторы С. М. Орлов, А. П. Антропов, Н. Л. Штамм, архитектурное оформление В. С. Андреева.
Памятник, заменивший конную статую генерала Скобелева, стал одним из символов столицы. Вокруг него сложился ряд легенд в московском городском фольклоре.
Мощный памятник. А Юрий Долгорукий, вернее, его памятники как основателю того или иного города нам встречались часто этим летом. Юрьев-Польский, Кострома, Пересавль-Залесский и пр. Да уж, длинные руки у князя были.
Но почему-то все огорожено.
Вот и наш временный дом близко.