В конце года-2016 заканчиваем описание нашей небольшой прогулки по Северо-Западу в начале ноября: Новгород — Ильмень — Старая Русса — Дно — Порхов.
В прошлый раз к Порхову подъезжали со стороны Бежаниц, а нынче со Старой Руссы (Шимск-Сольцы). Неожиданно увидели большой монумент неподалеку от трассы.
Оказывается, еще в в июне 2016 года был открыт рядом с Порховом мемориальный комплекс.
18 июня в Порховском районе состоялось открытие мемориального комплекса в память о жертвах концлагеря «Дулаг-100».
Строительство мемориала началось еще в 1983 году. Но во второй половине 1980-х строительство было заморожено.
Дулаг 100 — немецкий пересыльный лагерь (концлагерь) для военнопленных и гражданских лиц. Располагался в 3,2 км к востоку от Порхова, в полукилометре слева от еловой аллеи, ведущей сегодня к мемориалу.
Был создан в августе 1941 и просуществовал до февраля 1944 года, когда Порхов и Порховский район были освобождены частями Красной армии в ходе начавшегося наступления наших войск под Ленинградом и Новгородом.
В концлагере одновременно размещалось от 25 до 30 тысяч человек. Часть военнопленных занимала три трехэтажных каменных здания и три сарая, остальные заключенные находились круглый год под открытым небом.
Заключённые работали на разгрузке вагонов, в полях, на ремонте дорог. Условия содержания — жильё, питание, медицинская помощь, были невыносимо тяжёлыми. Узников было значительно больше, чем позволяли вместить бараки, поэтому пленные ночевали, в том числе и зимой, под открытым небом, на крышах.
30 и 31 марта 1945 года, Порховская районная комиссия по расследованию фашистских злодеяний на территории района во главе с судебно-медицинским экспертом Ленинградского фронта подполковником медицинской службы профессором А.П. Владимирским после проведения судебно-медицинской экспертизы трупов советских военнопленных, извлеченных из ям-могил, расположенных на территории бывшего концлагеря «Дулаг-110», пришла к ужасающему заключению. Общее число захороненных военнопленных составило более 85 тысяч человек.
Идея возведения на месте концлагеря «ДУЛАГ-100» мемориала появилась еще в 1983 году. Скульптор Николай Радченко-Шало совместно с архитектором из Ленинграда Александром Маначинским и главным архитектором Псковской области Владимиром Фоменковым взялись за создание памятника жертвам фашизма на месте захоронений.
Был насыпан земляной холм, установлены бетонные стелы, к основанию монумента подвели лестницу, выкопали пруд – «озеро слез». Однако строительство было приостановлено более чем на 20 лет.
В 2015 году по инициативе дорожников Псковской области при поддержке Федерального дорожного агентства (Росавтодора) начались работы по восстановлению мемориала. Неоценимую помощь оказал сын архитектора Маначинского, Владислав Маначинский, у которого сохранился оригинал проекта — воссоздавать памятник решили в первоначальном виде.
Был создан благотворительный фонд и общественный совет под эгидой Псковского областного совета ветеранов войны. Откликнулись неравнодушные россияне от Калининграда до Владивостока и предложили свою безвозмездную помощь строителям. В результате удалось собрать необходимые средства для реконструкции памятника и строительства объектов мемориального комплекса.
Памятник 85 тысячам замученных и убитых фашистами соотечественников построили всего за год на средства инициативных и неравнодушных людей.
Что еще можно прибавить. Каждый, кто пришел на это место, может заставить звучать колокол — в память о жертвах лагеря «Дулаг-100».
Заезжаем в Порхов — места нам уже знакомые. Как-то бывали здесь в марте-2015.
И решили еще разок посмотреть на замечательную Порховскую крепость, основанную в 1239 году Александром Ярославичем (Невским). Погоды почти такие же, как и в марте. Только зима скоро.
В 1387 году на расстоянии километра от старой крепости на высоком берегу Шелони из местного плитняка была построена новая каменная с четырьмя башнями (Никольская, Средняя, Псковская и Малая).
Малая башня сохранила свой первоначальный облик 1387 года, поскольку играла весьма скромную роль в обороне крепости. Башня — четырех ярусное сооружение и имеет размеры 7х7 м при толщине стен до 1,4 м. В каждом ярусе, из первых трех, имеется по три бойницы, по одной на каждую сторону.
Никольская башня была выполнена в той же технике, что и Малая башня, но значительно усилена прикладками 1430 года. Никольская башня была проездной. В отличие от Малой башни, бойницы имеют больший размер и некоторые из них перекрыты сводами.
Заглянем немного во двор крепости — времени в этот раз почти нет.
Крепость Порховская замечательная — здесь можно побродить и по боевому ходу вдоль старинных стен, и узнать многое о порховском подполье в годы Великой Отечественной войны, и о средневековой русской фортификации.
В прошлый раз мы не обходили крепость с этой стороны.
Средняя башня — первая башня, заметная туристу, подъезжающему от моста через Шелонь. Да… Столетия прошли.
15-17 метровой высоты башни имели от 4-х до 6-и боевых ярусов с деревянными перекрытиями, выступали за линию крепостных стен и могли эффективно фланкировать прясла (прясло — в русском оборонительном зодчестве участок крепостной стены между двумя башнями).
Пока прощаемся с Порховской крепостью. Может быть, как-нибудь побываем здесь летом. Очень хорошее место. Рекомендуем.
А вот кое-что новое. Максимальные уровни воды в реке Шелонь при весенних паводках. Наблюдения с 1934 года. Да, хорошо, что крепость на высоком берегу.
Выезжаем домой, пока еще светло. Как обычно, в Псковской области встречаем гнезда аистов — а вот еще и такое двойное увидели. Они уже покосились, но хозяева весной по прилету, возможно, все починят.
Заканчиваем путешествие и готовимся к встрече Нового Года.
На карте: