Пройдемся еще немного по Кронштадту в солнечный мартовский день. Неужели началась настоящая весна?
Остановились, как обычно, где-то на задворках. Зато рядом с большими солнечными часами, расположенными на холме и оформленными в виде короны.
Они показывают местное солнечное время, по которому Кронштадт (как и вся Россия) жили до недавнего времени. Всё это позволяет вспомнить о временах парусного флота, зарождении города Кронштадта как крепости на подступах к Санкт-Петербургу.
Зубцы «короны», расположенные в одной плоскости с большим циферблатом являются малыми солнечными часами.
Благодаря этому мы можем легко определить астрономическое время в каждом часовом поясе земли (на каждом диске указаны основные города), ведь из Кронштадта выходили корабли в далёкие неизведанные края.
Наш город прославили И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лисянский, Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев, П. К. Пахтусов, Ф. П. Литке, С. О. Макаров и многие другие мореплаватели.
Для получения среднего механического времени следует сделать поправку на летнее, зимнее (декретное) время и подкорректировать по таблице уравнения солнечного времени, имеющейся на циферблате. Таким образом можно вычислить время в двадцати пяти часовых поясах одновременно.
По солнечному времени сейчас — 11.30. Но у нас уже давно на час больше. Главное, что сегодня есть солнце. А часок в уме подкорректируем.
И как же в Кронштадте без якоря.
Якорь органично вписан в «корону», которая служит обрамлением диска Солнечных часов. Шток якоря отбрасывает тень на циферблате с римскими цифрами, указывающую на местное солнечное время.
Такое применение якоря, для Солнечных часов не встречается больше нигде в мире. (http://www.kronstadt.ru/museum/kronstadtwatch.htm)
Налюбовавшись солнечными часами, идем дальше. А там, на площади нас ожидают всяческие чудеса.
Скульптура водовоза.
Памятник-фонтан «Кронштадтский водовоз» — памятник в городе Кронштадт (Санкт-Петербург) рядом с музеем истории города.
Памятник открыт в 2006 г. Авторы: Ф. П. Крушельницкий и И. Андрюхин.
Скульптура символизирует период истории, когда на острове Котлин были проблемы с водоснабжением. Водопровод в городе появился лишь в 1804 году (спустя 100 лет после основания Кронштадта). До этого времени питьевая вода везлась из Петергофа.
Так же символично, что памятник установлен возле музея истории Кронштадта, который находится в бывшей башне городского водопровода.
Посмотрим, как будет лить воду этот водовоз.
Рядом со зданием музея непонятная конструкция. Внизу полустершаяся надпись о произведении искусства финской мастерицы.
Судя по надписи — это кролик. Хотя, можно при желании разглядеть и бронтозавра, и северное сияние, медуз в Алуште или водоросли Саргассова моря.
Башня городского водопровода Кронштадта — внушительное здание. Не просто старая водонапорная башня у вокзала.
Немного об истории развития привычных современному человек удобств.
В 1827 г. решено было перестроить и расширить водопроводную сеть города, устроенную еще в 1804 г., что требовало замену деревянных труб чугунными и установку новой паровой водоподъемной машины.
Первый новый проект водопровода был составлен арх. А. Н. Акутиным. По нему предлагалось подвести воду к каждому дому и поднять ее до уровня третьего этажа (максимальная высота зданий в городе). Этот передовой проект не был реализован. Утвержденный в 1827 г. проект ограничивал высоту подъема в 3 м.
Новое здание для водоподъемной машины по указанию Николая I поставили так, «чтобы оно находилось от Петербургских ворот в одинаковом расстоянии с лютеранской церковью, стоящей напротив, чтобы образовалась регулярная площадь». Фасад по указанию д.б. подобен противостоящей церкви.
В 1837-1839 гг. было возведено двухэтажное купольное здание с шестиколонным портиком. В здании находились две паровые машины в 8 лошадиных сил каждая.
За зданием находился водоем, куда вода поступала из залива, оттуда машиной вода поднималась в резервуар, находящийся на втором этаже, и уже оттуда подавалась в городскую сеть, обслуживавшую госпиталь, бани и водоразборные колонки.
Во второй половине XIX в. здание было перестроено и получило современный вид. (http://www.citywalls.ru/house19703.html)
Еще на площади у здания музея небольшой дендрарий или, скорее, деревья, знакомые всем и познавательные для взрослых и детей краткие описания этих растений.
Тут же — музей под открытым небом. Экспонаты международного экологического фестиваля искусств. Попросту — экспонаты из мусора.
Уличный музей скульптуры из мусора — оригинальная уличная скульптурно-выставочная композиция в городе Кронштадт (Санкт-Петербург) рядом с музеем истории города.
Скульптуры созданы из мусора, собранного в черте города и на берегу Финского залива, в рамках первого экологического фестиваля искусств города Кронштадт.
Подписи есть не ко всем экспонатам. Поэтому будем только гадать (что хотел сказать автор), удивляться человеческой фантазии и упорству, достойному лучшего применения.
Портрет композитора из «Могучей кучки» Модеста Петровича Мусоргского (1839-1981). «Картинки с выставки», «Хованщина», «Борис Годунов».
Видимо,о создателей «портрета» возникла в голове аналогия с мусором. А могди бы и Чайковского изобразить — из чаинок.
Вот такие части использовались для конструирования экспонатов.
Теперь за другими чудесами.
Часовня Богоявления Господня «Спас-на-Водах» — каменная часовня в неорусском стиле, расположенная у Кронштадских ворот. Адрес: Кронштадт, ул. Ленинградская, д. 2а.
Построена по проекту В. Косякова, А. Витселя в 1903-1904 годах к 200-летию города в память о разобранной деревянной Богоявленской церкви (1858).
Вспоминается Морской музей на Соловках — «Кто в Море не ходил, тот Бога не маливал».
Напротив часовни — небольшой памятник о малоизвестном морском сражении у острова Котлин в 1656 году — во время русско-шведской войны. Задолго до морских побед Петра Великого.
Бой у острова Котлин — морское сражение, состоявшееся 22 июля (1 августа) 1656 года во время русско-шведской войны 1656—1658 годов близ острова Котлин между русской и шведской гребными флотилиями.
(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B9_%D1%83_%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%9A%D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%BD_(1656))
А теперь доедем почти до оконечности Котлина, смотрящей на Город. Снег уже почти растаял на Музейной площади.
На другой оконечности острова — там, где заказник, просто не протолкнуться и не припарковаться. Видимо, рыбаки за корюшкой или за судаком приехали.
А здесь, на городском пляже, тишина и еще зимнее настроение у Залива (Невской губы).
На карте: