Минск: Верхний город и еще немного.

Вернемся ненадолго из июньского солнца на псковщине в пасмурный и дождливо-снежный февраль. Что нужно путешественникам? Немного солнца и что-нибудь интересное историческое и архитектурное, увлекающее в глубину веков.

Ну что, после прогулки под отвратительным дождем и мокрым снегом у Свислочи в Минске, идем к историческому центру  — к Верхнему городу.

Архитектура этого района составляет большой контраст с современными зданиями на проспекте Победителей и на улице Немига.

Минск. Современная высотка на проспекте Победителей.

Минск. Современная высотка на проспекте Победителей.

Минск. Здание на проспекте Победителей. Слава пераможцам!

Минск. Здание на проспекте Победителей. Слава пераможцам!

Солнце все-таки вышло ненадолго в этот день и позволило немного рассмотреть старую (или реконструированную) застройку этой части Минска.

Минск. Подъем в Верхний город. Кафедральный собор Сошествия святого Духа.

Минск. Подъем в Верхний город. Кафедральный собор Сошествия святого Духа.

История собора начинается в 1633—1642 годах, когда было построено здание, служившее храмом католического монастыря бернардинок. В 1741 году здание было разрушено пожаром, который стал причиной реконструкции монастыря.

По инвентарной описи 1784 года, там, где находится собор, но немного в сторону бывшей Космодемьяновской (Козьмодемьяновской) улицы существовал православный Космодемьяновский монастырь, в начале XVII века обращённый в униатский[1].

В 1741 году бернардинский монастырь пострадал от пожара, после которого подвергся реконструкции. В 1852 году монастырь был упразднён и переведён в Несвиж. С 1860 года прежний костел стал православным храмом. 

Минск. Кафедральный собор Сошествия святого Духа (сарматское барокко).

Минск. Кафедральный собор Сошествия святого Духа (сарматское барокко).

Минск. У входа в Свято-Духовую церковь.

Минск. У входа в Свято-Духовую церковь.

Минск. У входа в Свято-Духовую церковь. По-прежнему охраняется Министерством культуры БССР.

Минск. У входа в Свято-Духовую церковь. По-прежнему охраняется Министерством культуры БССР.

Еще одна православная церковь рядом со Свято-Духовым собором  — храм Святителя Кирилла Туровского — домовой храм при Минской духовной академии.

20 июня 2015 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил комплекс зданий Духовно-образовательного Центра Белорусской Православной Церкви и домовый храм Минской духовной академии в честь святителя Кирилла Туровского. Настоятелем храма является первый проректор Минской духовной академии протоиерей Владимир Долгополов. (http://minda.by/index.php/o-khrame)

Минск. Верхний Город. Домовой храм Минской духовной академии Церковь святителя Кирилла Туровского.

Минск. Верхний Город. Домовой храм Минской духовной академии Церковь святителя Кирилла Туровского.

В бывшем жилом корпусе монастыря бернардинок, возведенном в 1652-1687 годах с северной стороны монастырского костела (ныне кафедрального собора Сошествия Святого Духа) приблизительно в первой половине 19 века была устроена церковь, а фактически отдельный придел собора, освященный в честь Николая Чудотворца.
Минск. Верхний Город. Домовой храм Минской духовной академии Церковь святителя Кирилла Туровского.

Минск. Верхний Город. Домовой храм Минской духовной академии Церковь святителя Кирилла Туровского.

Минск. Верхний Город. Образ Богоматери на здании церкви святителя Кирилла Туровского.

Минск. Верхний Город. Образ Богоматери на здании церкви святителя Кирилла Туровского.

Минск. Верхний Город. Памятник у входа в церковь святителя Кирилла Туровского.

Минск. Верхний Город. Памятник у входа в церковь святителя Кирилла Туровского.

Минск. Верхний Город. У входа в церковь святителя Кирилла Туровского.

Минск. Верхний Город. У входа в церковь святителя Кирилла Туровского.

Еще одно бывшее культовое сооружение всего в пяти шагах от православных церквей. Церковь Святого Иосифа — одно из зданий бывшего монастыря бернардинцев.

Монастырь основан в 1624 году красносельским старостой Андреем Кенсовским (Kęsowskim) и его братом Яном. Первая — деревянная — церковь монастыря была отстроена в 1630-х годах, однако сгорела вместе со всеми другими постройками в пожаре 1644 года.

В 1652 году в монастыре отстроены каменный Храм Святого Иосифа Избранника Пресвятой Марии Девы и монастырский корпус. Монастырский комплекс несколько раз горел в пожарах (1656, 1740, 1835), однако каждый раз реставрировался и перестраивался. Наиболее основательная перестройка была осуществлена в 1752 году: архитектурные формы монастырских зданий приобрели черты барокко.

Минск. Верхний Город. Церковь Святого Иосифа.

Минск. Верхний Город. Церковь Святого Иосифа.

Улица, на которой находится эта церковь носила множество имен.

Минск. Верхний Город. Улица Кирилла и Мефодия.

Минск. Верхний Город. Улица Кирилла и Мефодия.

Минск. Верхний Город. Улица Кирилла и Мефодия.

Минск. Верхний Город. Улица Кирилла и Мефодия.

Интересное полукруглое строение у церкви Святого Иосифа, больше напоминающее торговые ряды (сейчас здесь ресторан). Хотя, возможно оно входило в большой комплекс бернардинского монастыря.

Минск. Верхний Город. Ресторан у церкви Святого Иосифа.

Минск. Верхний Город. Ресторан у церкви Святого Иосифа.

Сердце старого Минска — площадь Свободы с ратушей (после получения Минском самоуправления на основе магдебургского права в 1499 году, административный центр города был перенесен с Замчища на Козьмодемьяновскую горку- ныне Верхний город).

Площадь Свободы с ХVI века являлась центром городской жизни и продолжает оставаться одной из главных площадей столицы в наши дни. В ХVI столетии площадь называлась Верхним Рынком, а с XIX века – Соборной площадью.

Во время войны 1812 года, когда город находился в руках французов, площадь была переименована в площадь Наполеона. А с 1917 года она стала называться площадью Свободы.

Минск. Верхний город. Здание ратуши на площади Свободы.

Минск. Верхний город. Здание ратуши на площади Свободы.

В 2014 году у ратуши появился памятник, напоминающий о Магдебургском праве.

Памятник, увековечивающий обретение в 1499 году Минском права на самоуправление, изображает войта (главу минского магистрата), стоящего с королевской грамотой и огромным ключом над планом города XVI века.

Минск. Глава магистрата с ключом от города и королевской грамотой.

Минск. Глава магистрата с ключом от города и королевской грамотой.

Глава магистрата стоит над планом Минска 16 столетия (его реконструкцией).

Минск. Верхний город. Реконструкция проектного плана Минска 16 века.

Минск. Верхний город. Реконструкция проектного плана Минска 16 века.

Минск получил Магдебургское право 515 лет назад, 14 марта 1499 года, по привилею короля польского и великого князя литовского Александра Ягеллончика.

Согласно документу в дальнейшем городское руководство осуществлялось независимым органом самоуправления — магистратом, возглавляемым войтом и состоящим из избираемой горожанами рады и собственного судебного органа — лавы.

Одновременно жители Минска освобождались от власти крупных землевладельцев и великокняжеского суда, получали право на частную земельную собственность, что значительно активизировало экономическое и культурное развитие города.

Королевская грамота также разрешала минчанам построить в городе ратушу. (https://realt.onliner.by/2014/04/04/magdeburg-2)

Просто лепота и рай на земле.

Минск. Верхний Город. Глава магистрата с ключом от города и королевской грамотой.

Минск. Верхний Город. Глава магистрата с ключом от города и королевской грамотой.

И еще о ратуше:

Минская городская ратуша — административное здание в центральной части Минска, на Высоком Рынке (ныне площадь Свободы), построено в 1600 году. На ратушной башне находились часы, что для того времени было большой ценностью.

В здании размещались магистрат, суд, архив и др., в 1830-х гг. музыкальная школа. В 1844 году приспособлено под театр, работавший в 1844—1851 годах.

Ратуша  была разобрано в 1851 году.

Минск. О городской ратуше.

Минск. О городской ратуше.

Идея восстановления ратуши появилась в 1980 году. Проект восстановления историко-культурной ценности основан на научных исследованиях: на изучении аутентичных чертежей, рисунков, документов, найденных в архивах Вильнюса, Варшавы, Санкт-Петербурга, Москвы. Результаты археологических раскопок 1978 и 1988 годах существенно дополнили сведения об этом здании.

В 2002 году на определённом по данным археологических раскопок месте начались работы по восстановлению памятника архитектуры.

Внутренняя планировка памятника не скопирована полностью, однако в процессе восстановления постарались сохранить её наиболее ценные элементы. Толщина стен, как и у прежнего строения, полуметровая.

 В феврале 2004 года ратуша была открыта для посетителей, а 4 ноября 2004 года состоялось её торжественное открытие.

Минск. Верхний город. Здание городской ратуши.

Минск. Верхний город. Здание городской ратуши.

Минск. Ключ от города в здании ратуши.

Минск. Ключ от города в здании ратуши.

Еще одно напоминание о Магдебургском праве в Минске. Скульптурная композиция, изображающая продавца, взвешивающего свой товар для купца. Купец торгуется. А за законностью сделки зорко следит представитель магистрата. Опять-таки лепота и благорастворение.

Минск. Верхний Город. Скульптурная композиция "Городские весы".

Минск. Верхний Город. Скульптурная композиция «Городские весы».

Минск. Верхний Город. Скульптурная композиция "Городские весы".

Минск. Верхний Город. Скульптурная композиция «Городские весы».

И немного пройдем по площади Свободы.

Минск. Верхний Город. Старый автобус - сувенирная лавка.

Минск. Верхний Город. Старый автобус — сувенирная лавка.

Минск. Верхний Город. Конная упряжка - идеальное место для позирования.

Минск. Верхний Город. Конная упряжка — идеальное место для позирования.

Минск. Верхний Город. Конная упряжка - идеальное место для позирования.

О культуре и искусстве.

Памятник создателям белорусской национальной классической оперы композитору Станиславу Монюшко и драматургу Винценту Дунину-Марцинкевичу открыли в 2016 году.

Памятник Дунину-Марцинкевичу мы видели в Бобруйске.

О творчестве Монюшко:

Главная заслуга — создание национальной польской оперы (написал свыше 15 опер). Первая опера — «Галька». Впервые в концертном исполнении в Вильне (1848); постановка (1854). В новой редакции в 4 актах поставлена в Варшаве (1858).

Либретто оперетт «Рекрутский набор» (1841 или 1842), «Борьба музыкантов» (1840-е годы), опер «Чудесная вода» (1840-е годы), «Сельская идиллия» (1846) написал В. И. Дунин-Марцинкевич. Премьера оперы «Сельская идиллия» состоялась в Минском городском театре в феврале 1852 года.

Монюшко писал также музыку к постановкам пьес «Гамлет» и «Венецианский купец» Уильяма Шекспира, «Разбойники» Фридриха Шиллера, «Карпатские горцы» Юзефа Коженёвского, «Лилля Венеда» Юлиуша Словацкого.

Минск. Верхний Город. Станислав Монюшко и Винцент Дунин-Марцинкевич.

Минск. Верхний Город. Станислав Монюшко и Винцент Дунин-Марцинкевич.

Минск. Верхний Город.

Минск. Верхний Город.

Покидаем Верхний Город. Идем к Национальному академическому большому театру оперы и балета.

Минск. Скульптурная композиция "Балерины".

Минск. Скульптурная композиция «Балерины».

Минск. Здание Национального театра оперы и балета.

Минск. Здание Национального театра оперы и балета.

Максим Богданович  (1891 -1917)- один из создателей белорусской литературы и современного литературного белорусского языка.

По мнению литературоведа И. И. Замотина (1873—1942), в творчестве Богдановича находили отражение литературные искания и предреволюционные настроения начала века, белорусское возрождение и старина, личные переживания; на многих его стихотворениях и повестях лежит общий грустный колорит, вызванный противоречивой эпохой, а также обусловленный болезнью поэта и предчувствием близкого конца; но Богданович верит в обновление жизни и ждёт его с надеждою.

Минск. Памятник Максиму Богдановичу в парке у театра.

Минск. Памятник Максиму Богдановичу в парке у театра.

Народ, Беларускі Народ!
Ты — цёмны, сляпы, быццам крот.
Табою усягды пагарджалі,
Цябе не пушчалі з ярма
I душу тваю абакралі,—
У ёй нават мовы няма.
Збудзіушысь ад грознай бяды,
Увесь поуны смяротнай жуды,
Ты крыкнуць не вольны «Ратуйце!»
I мусіш ты «Дзякуй» крычаць.
Пачуйце жа гэта, пачуйце,
Хто умее з вас сэрцам чуваць!

Что-то это все напоминает. И про темноту, и обокрали, и мовы нема. Вечная жертва. Очень удобно.

Минск. Памятник Максиму Богдановичу в парке у театра.

Минск. Памятник Максиму Богдановичу в парке у театра.

А теперь о военном искусстве.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 18461 от 21 мая 1952 года в городе Минске было открыто Суворовское военное училище. Днем училища считается 6 ноября 1953 года, когда училищу было вручено Красное знамя.

Минск. Здание Суворовского училища на улице Максима Богдановича.

Минск. Здание Суворовского училища на улице Максима Богдановича.

Артефакты начала 1950-х.

Минск. Здание Суворовского училища на улице Максима Богдановича. Барельеф.

Минск. Здание Суворовского училища на улице Максима Богдановича. Барельеф.

Минск. Здание Суворовского училища на улице Максима Богдановича. Шахтер и колхозница.

Минск. Здание Суворовского училища на улице Максима Богдановича. Шахтер и колхозница.

Минск. Здание Суворовского училища на улице Максима Богдановича. Наука побеждать.

Минск. Здание Суворовского училища на улице Максима Богдановича. Наука побеждать.

Утром покидаем замечательный Минск (конечно, лучше там побывать летом) и едем в Борисов, к месту переправы наполеоновских войск через Березину.

На карте:

 

 

Запись опубликована в рубрике Весеннее настроение, Путешествия с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *