Продолжаем октябрьскую прогулку по крепости Орешек. Немного уже прошлись и прониклись тем местом, где у Ладожского озера начинается Нева.
И о грустном — о крепости, как о политической тюрьме.
Шлиссельбургская крепость Орешек после окончания Северной войны утратила свое военное значение и она стала использоваться как тюрьма для политических заключенных. Но изначально тюремных зданий в крепости не было и заключенных размещали в солдатской казарме, а также в не сохранившихся до нашего времени доме Меншикова и Государевом доме.
Бывшие казармы, затем военная и уголовная тюрьма (1-й тюремный корпус построен после революции 1905-1907 годов). Называлась «Зверинец» из-за своей конструкции — длинные коридоры вдоль открытых камер. Камеры отделялись металлической решёткой от пола до потолка.
За всю историю тюрьмы в Шлиссельбурге был совершён всего один побег — именно из этого здания. В 1849 году аферист Александр Ромашов ставление бежал из камеры верхнего этажа при помощи солдата охраны. Был схвачен через пару часов в городе Шлиссельбурге и водворён в Секретный дом цитадели.
Одно время (с 1725 по 1727 годы) в Шлиссельбурге находилась в заточении в Государевом доме Евдокия Федоровна Лопухина — первая жена Петра I.
По приказу Екатерины I Евдокию содержали в строго секретном заключении как государственную преступницу под именованием «известной особы». До этого она семь лет жила в Свято-Успенском монастыре в Ладоге.
Здесь в 1718-1721 годах была под арестом по делу царевича Алексея сестра Петра Мария Алексеевна. Она стала первой заключенной Шлиссельбургской крепости.
Много чего печального произошло в этом месте с 18 столетия.
На этом месте защитники крепости в 1942-1943 годах хоронили своих погибших товарищей.
От польских, так сказать, товарищей. Которые нынче сносят все (или до чего руки и закон дотянутся) памятники советским солдатам, освобождавшим Польшу в 1945 году. Декомуннизация и прочие демократические вещи.
Здесь, однако, памятная доска о польских узниках Шлиссельбурга, борцах за независимость. О разделе (или разделах) Речи Посполитой, о причинах политического кризиса разговор очень долгий. Главное, о независимости и свободе. И полонез Огинского, конечно, нужно послушать.
Здесь также был казнен за участие в покушении на императора в 1887 году Александр Ульянов — старший брат Ленина. Он находился в Старой тюрьме с 5 по 8 мая 1887 года. Принимал участие в подготовке покушения на Александра III в марте 1887 года.
Народоволец Михаил Федорович Фроленко (1848 — 1938) посадил яблоню на месте казни участников покушения на Александра III Шевырёва, Андреюшкина, Генералова, Осипанова и Ульянова. Не один десяток лет цвела яблоня, пока не была срублена под корень осколком минометного снаряда во время Великой Отечественной войны.
Но спустя годы, 30 сентября 1961 года, участники обороны крепости вместе со школьниками посадили на этом месте новую яблоню, в память о погибших узниках Шлиссельбурга. (http://www.dnirusslavi.ru/archives/193)
Есть сквозной ход через Старую тюрьму к Королевской башне. И там же можно спуститься в подземелье башни. Мемориальная табличка сообщает, что в 1941-1943 годах с башни вела огонь по фашистам 409-я Морская батарея Краснознаменного Балтийского флота.
В 1686-1697 годах шведский фортификатор Эрик Дальберг перестроил Королевскую башню. Однако, уже в 1702 году после победы русского оружия и торжественного переименования крепости в Шлиссельбургскую начались работы по ее переоборудованию.
В 1941 — 1943 годах именно здесь дислоцировалась и наносила удары по врагу 409-я морская батарея Краснознаменного балтийского флота. Сильно пострадавшую во время войны постройку отреставрировали в 50-х годах прошлого столетия. Башня открыта для посещения с 1958 года.
Единственным вкладом нашего века в сохранение исторического памятника является его оснащение громоотводом после пожара 2010 года: тогда от попадания молнии сгорела кровля Наугольной башни. (http://peterburg.center/maps/krepost-oreshek-korolevskaya-bashnya.html)
Возвращаемся к Старой тюрьме. У самого выхода из башни табличка — казни революционеров Степана Балмашева в 1905 и Зинаиды Коноплянниковой в 1906.
Тоже таблички бы обновить. А то вот новые Стены скорби президент открывает. Непонятная концепция или идеология.
Еще об одном узнике крепости. Михаил Грачевский.
Август 1884 г. — из Алексеевского равелина Петропавловской крепости переведён в Шлиссельбургскую крепость.
Май 1887 г. — будучи более не в силах переносить тяжёлый тюремный режим, ударяет по лицу тюремного врача Заркевича, за что обычно полагалась смертная казнь. Грачевского, однако, пощадили, так как, по сведениям администрации, он был психически болен.
26 октября 1887 г. — Грачевский облил себя керосином из керосиновой лампы для освещения в камере и сжёг себя. Самоубийство Грачевского послужило толчком к некоторому смягчению режима в Шлиссельбургской крепости
Крепости, это всегда занимательно. Башни, прясла, захабы. Как оборонялись, сколько месяцев. Но на территории бывшей политической тюрьмы об этом не задумываешься.
В Старой тюрьме. Но хотя бы есть окошко и свежий воздух.
Про Зинаиду Коноплянникову. И все-таки у них были свои убеждения. В отличие от нас, тридцать лет убеждениями которых является получение скидки на колбасу или сыр в ближайшем гипермаркете.
И еще о той тюрьме.
Пожалуй, достаточно. Идем на простор. Туда, где небо, вода и солнце. Солнце опционально.
Королевская (или Нарышкина) башня – памятник зодчества XVI века, выполненный из тесаного камня. Если вы хотите узнать, какие фортификационные новшества использовались в средневековый период, то настало время посетить ее для ознакомления.
Местонахождение бастиона в северо-восточном углу крепости Орешек и особенности обустройства предопределили его узловое значение как опорного пушечного пункта, не позволявшего неприятелю незаметно подкрасться к островной твердыне.
К тому же рядом с Королевской башней был прорыт запасной выход к Ладожскому озеру, просуществовавший до XVIII века. Он давал возможность защитникам фортеции совершать разведывательные вылазки и пополнять запасы воды.
Теперь уж надышимся ладожским и невским воздухом после подземелий и камер. Но не жарко, конечно.
Какая же еще башня у шведов — Дер гроссер кениг дес шведишен кенигсрейх зандте мих, зейнен трейен динер, цу имен, царь и фелики князе Иван Василович Усарусса…
Но в 1702 году Нотебург поменял свое название.
Позже продолжим прогулку по крепости Орешек.