Прошлись немного по центру Санкт-Петербурга в феврале (когда под конец зимы начал крепчать морозец и появилось солнце), теперь вспомним задумчивую осеннюю прогулку в октябре — скоро все заснет, но пока еще играет замечательными красками осени. В этих местах уже бывали в разное время года. Но даже на знакомых улицах и в парках в Питере никогда не бывает скучно.
Михайловский сад.
Из информации об истории сада у входа: «Михайловский сад — один из редчайших памятников ландшафтной архитектуры XVIII — первой трети XIX веков, представляющий собой уникальное сочетание двух стилей ландшафтного искусства на одной территории — регулярного («французского») и пейзажного («английского»)«.
В 1716-1717 годах архитектор Леблон по заказу Петра I выполнил Генеральный план трех Летних садов и Большого луга (Марсово поле). I и II Летние сады находились на территории нынешнего Летнего сада. Михайловский сад, входивший в состав III Летнего сада назывался «шведский» и имел регулярную планировку по тогдашней моде на французский стиль.
А вот здесь можно увидеть майское чудо пробуждения природы в центре большого города. И сравним с золотой осенью и ее «пышное увяданье».
По проекту Жана-Батиста Леблона в 1717 году липа мелколистная высаживалась вдоль дорожек и подвергалась постоянной стрижке. В 1920-х годах на месте аллеи появились площадки и эстрада, а в 1970-х — теннисные корты.
Результатом перепланировки сада, проведенной в 1822-1816 годах, стало создание единого дворцово-паркового ансамбля. При сохранении отдельных элементов регулярной французской планировки общей композиции сада придается пейзажный характер с типичными элементами английского садово-паркового искусства: большим английским лугом в центре, извилистыми дорожками, мягкими очертаниями прудов.
В 1823-1824 годах в Михайловском саду на берегу реки Мойки была устроена гранитная пристань и павильон по проекту Карла Росси (1775-1849).
Осень, просто осень.
Еще о павильоне Росси: Фундаменты, цоколь, лестницы о 8 ступенях и терраса между помещениями выполнены из путиловского камня.
Камень этот (путиловский известняк) добывался в карьере у села Путилово — ныне Кировский район Ленинградской области — недалеко от Ладожского озера. Местные жители говорили, а может и говорят: «На путиловской плите стоит весь Петербург«. Он использовался при строительстве Смольного монастыря, Никольского Морского и Казанского соборов, Большого Гостиного двора и других известных зданий. Хотя не будем забывать и камень из Гатчинского района: черницкий, пудостский и парицкий.
А навигация еще продолжается.
Теперь идем на Марсово поле.
В начале строительства города на этом месте было болото, из которого вытекали реки Мья (современная Мойка) и Кривуша (чать канала Грибоедова проложена по руслу Кривуши). После осушения болота и прорытия Лебяжьего канала и Красного каналов (в 1711-1716 годах) на образовавшемся лугу, который стал называться Большим лугом, проходили смотры гвардейских полков и военные парады.
После воцарения Елизаветы Петровны и постройки Летнего дворца (1741-42) для царицы по проекту Бартоломео Растрелли (на месте нынешнего Инженерного замка), это место стали называть луг перед Летним дворцом, а позже Царицыным лугом.
Еще одно интересное название Марсова поля — Потешный луг — здесь проводились праздники, народные гуляния с «потешными огнями» (фейерверками), ставшими особенно популярными при Петре I, говорившему о них как о «дивной и памяти достойной вещью» от которой «народ великий плезир имел«.
В начале 19 века уже появилось название Марсово поле — на Царицыном лугу стали проводиться военные учения (какие были на Марсовом поле в Париже в наполеоновские времена).
23 марта (5 апреля) 1917 года на Марсовом поле были торжественно похоронены 184 солдат и рабочих, погибших во время Февральской революции. В демонстрации приняло участие не менее 800 тысяч людей, а на трибуне присутствовали ветераны революционного движения Вера Фигнер, Вера Засулич, Герман Лопатин (первый переводчик «Капитала» на русский язык).
Интересная статья о событиях тех дней на Марсовом поле — Хроника Февральской революции.Часть 3. 23 марта. Всенародные похороны жертв борцов за свободу.
После Октябрьской революции и во время Гражданской войны здесь продолжались захоронения (Володарский, Урицкий, петроградские рабочие, павшие во время Ярославского восстания в июле 1918 года, несколько латышских стрелков и др.).
Выходим на Неву. И одно новое наблюдение — за величественным шпилем Петропавловского собора таки виднеется что-то современное. Лахта-центр, который мы увидели уже поближе, из Ольгино. Да, большая дура выстроена, что аж почти с Марсова поля видна.
Двигаемся к Летнему саду.
Лебяжья канавка — канал, соединяющий Мойку и Неву. Прорыт в 1711—1719 годах. Название канала связано с тем, что в XVIII веке в него переселились лебеди из соседних прудов. В 1955—1956 годах берега укреплены гранитными банкетами.
Великолепное творение русского классицизма — Решетка Летнего сада создавалась в 1770-1784 гг. арх. Ю. М. Фельтен, П. Е. Егоров.
На высоком гранитном цоколе установлены 36 гранитных колонн, увенчанных поочередно урнами и вазами.
Между колоннами расположены железные звенья в виде копий, выполненные тульскими мастерами.
Зайдем в Летний сад. Бывали здесь почти сразу после открытия в 2012 году. Но это лето. Что же в октябре?
Про скульптуры: основная часть коллекции — мраморные скульптуры итальянских мастеров конца XVII — начала XVIII вв. Приобретением скульптур в Италии в начале XVIII века занимались доверенные лица Петра I, знатоки искусства граф Савва Рагузинский-Владиславич и Юрий Кологривов.
Уже в 1710 году в саду насчитывалось около тридцати статуй и бюстов. В последующие годы количество их увеличивалось и к 1728 году достигло уже более ста. Многие скульптурные произведения подписаны их исполнителями.
Учитывая необратимый процесс естественного старения и разрушения каррарского мрамора, из которого изготовлены скульптуры, находившиеся более трёхсот лет под открытым небом, и постоянные акты вандализма, в 1986 году Исполнительный Комитет Ленинградского городского Совета Депутатов трудящихся принял Постановление «Об изготовлении копий скульптуры Летнего сада».
И пройдемся просто по осеннему Летнему саду. Тихо и хорошо. Только слышно, как листья падают.
Еще аллеи сада. Настоящая осень с желтым ковром из листьев.
И куда же без птичек. Их тут много: и утки, и чайки, и вороны, и голуби, и воробьи. Все прикормлены сердобольными посетителями.
Еще можно посмотреть на любопытных посетителей, которые увлечены великолепным зрелищем: как чайки дерутся с утками за еду. А можно и на старинную вещь — порфировую вазу.
Порфировая ваза — подарок императору Николаю I от шведского короля Карла XIV в знак доброй воли после многочисленных войн между Россией и Швецией. Она была выполнена на Эльфдальской королевской мануфактуре, основанной в 1714—1716 годах в городе Эльфдалене. Вазу доставили в Санкт-Петербург морем, собрали и установили 10 сентября 1839 года у Карпиева пруда в Летнем саду.
Заканчиваем эту прогулку в Питере. Скоро в следующее путешествие — в Таллин.