Солнечный день в Питере наконец-то выдался. Пройдемся немного по центру города и посмотрим на некоторые известные достопримечательности Северной столицы.
Арка Главного штаба.
Арка была построена как главный и завершающий монумент, посвящённый Отечественной войне 1812 года. Карл Росси, проектируя главную площадь молодой столицы, решил связать два крыла Главного штаба триумфальной аркой.
Арка состоит из трёх связанных между собой арок, декорированных барельефами и обрамляющих вход на площадь со стороны Невского проспекта (этот участок до перекрёстка с Морской улицей в старину назывался Луговой, или же Малой Миллионной улицей).
Александровская колонна (также Александрийский столп, по стихотворению А. С. Пушкина «Памятник») — памятник в стиле ампир, находящийся в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Воздвигнута в 1834 году архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном. Находится в ведении Государственного Эрмитажа.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит…
Прямой прототипический источник пушкинского поэтического текста — знаковая ода Горация «Exegi monumentum».
Высота Александровской колонны — 47.5 метра.
Для гранитного монолита — основной части колонны — была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию.
Добыча и предварительная обработка производились в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась в Выборгской губернии (современная деревня Пютерлахти (община Виролахти), Финляндия).
В Эрмитаж пока не пойдем — очень уж на улице хорошо.
На Неве.
Теперь — на набережную Невы — здесь всегда хорошо. Полюбуемся на Стрелку Васильевского острова, особенно, конечно, на Ростральные колонны.
Васильевский остров начал застраиваться ещё в петровские времена. В 1716 году был утверждён проект архитектора Доменико Трезини, согласно которому здесь должна была появиться замкнутая трапециевидная площадь, окружённая по периметру жилыми домами.
Однако вскоре Пётр I решил сделать стрелку культурным и деловым центром города. Под эти цели Трезини в 1719 — 1721 годы создал новый проект, предусматривающий постройку правительственных учреждений — здания двенадцати коллегий, а также биржи, гостиного двора и собора.
Ростральные колонны были возведены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона, который украсил их рострами кораблей. Это олицетворение показывает мощь и величие морского флота государства, а также отсылает к древнеримскому обычаю украшать колонны рострами (лат. rostra, множественное число от лат. rostrum, нос корабля) поверженных (трофейных) вражеских кораблей.
Над проектом также работал знаменитый каменотёс Самсон Суханов, выходец из бедной крестьянской семьи из Вологодской губернии.
Статуи морских божеств у подножия колонн выполнены скульпторами Жозефом Камберленом и Жаком Тибо. Открытие состоялось в 1815 году.
Фонари зажигались ночью и в туман и служили до 1885 года.
В 1957 году к фонарям подвели газ и теперь, в наши дни, зажигают только по особо торжественным случаям.
Ну, раз пока еще держится зима (что непонятно для Питера прошлых лет), выйдем на лед Невы — совсем чуть-чуть. И осмотримся.
Петропавловская крепость.
Петропавловская крепость была заложена на Заячьем острове 16 (27) мая 1703 года по совместному плану Петра I и французского инженера Жозефа Ламбера де Герена. Этот день уже более 300 лет отмечается, как День основания Санкт-Петербурга.
Крепостные укрепления состояли из шести бастионов (Государев, Нарышкин, Трубецкой, Зотов, Головкин и Меншиков), соединенных куртинами, два равелина (Иоанновский и Алексеевский) и кронверк. Первоначально укрепления были дерево-земляные. В 1730-1740 годы и позже в 1780-е стены крепости были одеты в камень.
И посмотрим на самое чудесное место в городе. Если, конечно, не считать соединение Крюкова канала и канала Грибоедова.
Зимняя канавка.
Небольшой канал, соединивший Неву и Мойку, был прорыт в 1718—1719 годах. Работами руководил известный строитель-подрядчик Василий Озеров. В 1720 году подпорная стенка у Палат Петра I была облицована камнем (проект архитектора Н. Ф. Гербеля, каменщики Ярославского уезда Иван Фёдоров и Борис Тиханов[1]). Таким образом, эта часть набережной стала одной из первых каменных набережных в городе.
В 1783—1787 годах на месте Зимнего дворца Петра I было построено классицистическое трёхэтажное здание Эрмитажного театра, автором которого стал выдающийся архитектор Джакомо Кваренги. Одновременно с ним на противоположном берегу канала было завершено строительство Большого Эрмитажа (1771—1787, архитектор Ю. М. Фельтен). Два здания были связаны переходом на уровне второго этажа, опирающимся на мощную арку, перекинутую через канавку.
В 1782—1784 годах набережные канавки были закованы в традиционный для города гранит и украшены строгими решетками, выполненными по проекту скульптора И. Ф. Дункера.
Первое название — Старый Дворцовый канал — было присвоено в 1738 году, однако фактически оно не употреблялось. В обиходе канал называли Зимнедомский (Зимнедворцовый) или просто Зимний.
С 1768 года правый берег именовался Почтовой улицей, так как неподалеку, на нынешней Миллионной улице, располагался Почтовый двор, который в начале XIX века переехал в район нынешней Почтамтской улицы. Современная форма названия известна с 1801 года.
Чтобы соединить Эрмитажный театр с Большим Эрмитажем, через Зимнюю канавку была перекинута высокая арка, поддерживающая переход-галерею. Распространена следующая история, по-видимому, являющаяся историческим анекдотом.
Когда галерея была построена, завистники попытались оклеветать архитектора Кваренги в глазах императрицы, и пустили слух, что арка очень непрочна и может упасть в любой момент. Екатерина, дабы развеять все домыслы, приказала устроить в галерее грандиозный пир со множеством приглашённых. Арка-мост, проект которой был тщательно продуман и рассчитан, выдержала празднество, после чего вопросы о её непрочности уже не обсуждались.
Достоверность этой истории подвергается сомнению, как и сам факт сооружения арки архитектором Кваренги — современные источники единодушны в том, что арка построена другим архитектором — Ю. М. Фельтеном
Приходим к Мойке и к окончанию этой прогулки. Но тут уж достоевщиной запахло.
Даже почти весенне солнце не помогает забыть о мятущихся и несчастных героях Федора Михайловича. Правда те его места чуть дальше.
Дабы укрепить оптимизм и веру во все хорошее — надо опять же подкрепиться. Попробуем здешние пышки, а не те, ностальгические, что у ДЛТ готовили сто лет назад.