Все еще солнечный мартовский день в Риге. После узких улочек у собора Святого Иакова и «Трех братьев» выходим на просторную Домскую площадь.
Ансамбль рижской Домской площади начал формироваться в конце XIX века. Сперва, в 1860-е годы, членами домского клира было принято решение снести ряд домов, примыкавших к Домской церкви с северной части.
Через двадцать лет, в 1880-е годы, пасторы собрались вновь и пришли к выводу о необходимости сноса домов с северо-западной части.
Серия такого рода «варварских» актов была осуществлена с целью облегчения подходов к Домской церкви, а также священнослужители намеревались явить взору паствы изящные входные порталы церкви, ради чего было устранено несколько незначительных препятствий в виде средневековых строений.
Таким образом, площадь представляет собой сравнительно недавнее искусственное образование.
Самое яркое строение Домской площади — здание Биржи.
В 1816 году в Риге был основан Биржевой комитет, а 3 июня 1852 года в присутствии лифляндского генерал-губернатора князя А. Суворова был торжественно заложен первый камень в основание здания биржи.
Строительные работы продолжались вплоть до 1855 года. Ими руководил архитектор Фридрих Вильгель Гесс. Здание возведено из кирпича и оштукатурено.
Фасады биржи выполнены в формах Венецианского ренессанса: высокие полукруглые окна, колонны и пилястры и рельефы с изображением гениев, несущих символы земледелия и торговли.
Фасад украшают шесть скульптур античных богов : Тритона – аллегория судоходства; Меркурия – аллегория торговли; Сатурна – аллегория земледелия; Фавна – аллегория скотоводства; Теллуры с пучком льна в руках – аллегория выращивания льна и его обработки (лён был главным экспортным товаром Риги); Помоны – аллегории плодоносных культур.
Статуи расположены на уровне бельэтажа и каждая из них повторяется три раза. Весь фасад был выкрашен в кирпичных тонах.
Подойдем поближе и посмотрим на эти статуи.
Адрес на здании. Домская площадь, дом 6.
Еще одно примечательное здании на Домской площади — Дом Латвийского радио (четыре государственные радиостанции, четвёртая из которых вещает на русском языке и носит название «Домская площадь»).
Ранее здесь находился построенный в стиле евпропеского неоклассицизма первый рижский коммерческий банк.
На центральном фасаде сохранена визуальная реклама банка — горельеф с изображением идиллической картины Золотого века античной мифологии, — счастливое семейство с орудиями труда и дарами полей— вся композиция основана на гербе Риги, который помещён на глобус (глобус Латвии, надо полагать — так величественнее).
И, конечно, самое главное здание Домской площади — Домский собор.
Рижский Домский собор (латыш. Rīgas Doms, нем. Dom zu Riga) — кафедральный собор города Риги, его символ и одна из главных достопримечательностей. Является крупнейшим средневековым храмом стран Балтии.
Название собора происходит от латинских выражений — «Domus Dei» («Дом Бога») и «D.О. М.» (сокращение от Deo Optimo Maximo, «Всеблагому Величайшему Богу»). В настоящее время — главное церковное здание Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии.
Собор был основан 25 июля 1211 года, в День Святого Якоба, епископом Риги Альбертом Буксгевденом. За его сооружением епископ следил с самым пристальным вниманием, вкладывая в строительство огромные средства. Постройкой руководили опытные мастера, преимущественно немцы.
Строительство затянулось до второй половины XIII века и в общих чертах было завершено только в 1270 году. Первоначальное здание Домского собора являлось примером так называемого переходного стиля — от романского к «северной готике».
Петухи на Рижских башнях появились в XIII веке. Город только-только зарождался, заселялся, строился. Первыми жителями Риги были выходцы из северогерманских земель. Вместе с ними оттуда и залетели в Ригу петушки.
Петухи много веков служат защитой городу– нечисть побаивается, когда петух на посту. Сидя на шпиле, петушок свысока обозревает окрестности и всегда готов предупредить об опасности. В средневековых городах он был символом бдительности. (http://taina-lv.blogspot.ru/2009/08/blog-post_3074.html)
В 1524 году, в период Реформации, оригинальное убранство церкви было утрачено, а пожар 1547 года довершил уничтожение. Из запланированных двух башен из-за отсутствия средств в 1547 году была выстроена только одна по центру фасада.
Ну вот, похоже, что силы опять заканчиваются. Еще немного пройдем по Старой Риге, пока ноги держат.
Обнаружили такую вот табличку на доме на улице Паласта. Здесь иногда почивал император Петерис Первый (почти по-римски звучит).
Вот такой дом. Аж с 18 века существует? Что-то непохоже.
А еще рядом есть смешной ёжик — вывеска кафе или бара.
К сожалению, в собор Святого Петра в этот день попасть не удалось — выходной. Отложим подъем на смотровую площадку на следующий день.
Вон туда можно будет подняться — на предпоследний ярус.
Раз уж подняться не получилось — посмотрим на собор с разных ракурсов.
Средневековье и 20-й век. Готика и конструктивизм.
Из-за величественной башней Святого Петра скромно выглядывает гораздо меньшая размерам церковь, да еще и зажатая между другими домами.
Церковь Святого Иоанна (латыш. Sv. Jāņa baznīca) — лютеранская церковь в Риге, в Старом городе. В архитектурном аспекте представляет собой причудливое сочетание поздней готики, Северного Возрождения, маньеризма и барокко.
Пройдемся и туда.
Впервые упоминается в городских хрониках в 1297 году. Долгая и бурная история у этой церкви, связанная с Реформацией, пожарами и прочая. Интересное: в советское время церковь функционировала как лютеранская, проблем с отправлением религиозного культа у прихожан храма Иоанна Крестителя не возникало.
Двери внушительные, можно сказать, Врата.
И еще нашли немного интересного — небольшая часть старых городских укреплений 13 века (восстановлена в 1960-х годах).
Вот как бы так все выглядело в 13 веке. Пока рядом шли стройки величественных соборов — Св. Петра, Св. Иакова и Домского.
Пора отдохнуть. А завтра снова в бой к новым впечатлениям. По пути к временному пристанищу видим нечто нехорошее. Остатки советской оккупации мозолят глаза прямо на набережной Даугавы. И это — напротив Старой Риги! Недосмотр администрации!
Короткое мартовское путешествие по Прибалтике и Псковщине.
Продолжение солнечного дня. Прикосновение к искусству и Рижский замок.