Заканчиваем нашу первую летнюю прогулку. В Кронштадте — у Водовоза.
Проезжаем от Морского Никольского собора до Музейной площади. Здесь находится Музей истории Кронштадта. А когда-то
башня городского водопровода Кронштадта. С водоснабжением в Кронштадте сложная и долгая была история.
В прошлый раз, когда мы здесь побывали, все еще спало перед началом весны. Но нынче даже фонтан запущен. С водой проблем нет. По крайней мере, с морской.
О здании городского водопровода в Кронштадте:
В 1827 г. решено было перестроить и расширить водопроводную сеть города, устроенную еще в 1804 г., что требовало замену деревянных труб чугунными и установку новой паровой водоподъемной машины.
Первый новый проект водопровода был составлен арх. А. Н. Акутиным. По нему предлагалось подвести воду к каждому дому и поднять ее до уровня третьего этажа (максимальная высота зданий в городе). Этот передовой проект не был реализован. Утвержденный в 1827 г. проект ограничивал высоту подъема в 3 м.
Новое здание для водоподъемной машины по указанию Николая I поставили так, «чтобы оно находилось от Петербургских ворот в одинаковом расстоянии с лютеранской церковью, стоящей напротив, чтобы образовалась регулярная площадь». Фасад по указанию д.б. подобен противостоящей церкви.
В 1837-1839 гг. было возведено двухэтажное купольное здание с шестиколонным портиком. В здании находились две паровые машины в 8 лошадиных сил каждая.
За зданием находился водоем, куда вода поступала из залива, оттуда машиной вода поднималась в резервуар, находящийся на втором этаже, и уже оттуда подавалась в городскую сеть, обслуживавшую госпиталь, бани и водоразборные колонки.
Во второй половине XIX в. здание было перестроено и получило современный вид. (http://www.citywalls.ru/house19703.html)
А до этого времени в доставке Водовоз доставлял горожанам воду. Вода — это очень важно, как известно с незапамятных времен.
Первый водопровод с деревянными трубами был открыт в Кронштадте в 1804 году, и обслуживал он только морские казармы и госпиталь. Постепенно водопроводное хозяйство расширялось, но «в каждый дом» вода пришла лишь в середине XX века.
Так что, водовозы играли в системе водоснабжения города Кронштадта большую роль, и памятник представителю этой профессии, около водонапорной башни Водоканала, стоит неслучайно.
За зданием Музея, бывшей водопроводной башни устроены солнечные часы.
Для получения среднего механического времени следует сделать поправку на летнее, зимнее (декретное) время и подкорректировать по таблице уравнения солнечного времени, имеющейся на циферблате. Таким образом можно вычислить время в двадцати пяти часовых поясах одновременно.
Посмотрим, который час на Востоке. А в Петропавловске-Камчатском, как известно, полночь.
Еще маленький и уютный фонтанчик рядом с Водовозом.
И, наконец, современное, во всех смыслах, искусство. Экземпляры этой выставки созданы из подручных …эээ..средств.И вот что получилось. Хорошая фантазия и несомненное мастерство.
Время или уносится, как песок. Или падает с оглушительным грохотом, как камни со скалы. Тоже быстро.
О, наконец-то что-то настоящее. Ворона нашла вкусный кусочек и деловито направляется к луже, чтобы размочить его.
И пройдем до двух памятных мест, находящихся в двух шагах от Музейной площади.
Сначала часовня.
Часовня Богоявления Господня «Спас-на-Водах» — каменная часовня в неорусском стиле, расположенная у Кронштадских ворот. Адрес: Кронштадт, ул. Ленинградская, д. 2а.
Построена по проекту В. Косякова, А. Витселя в 1903-1904 годах к 200-летию города в память о разобранной деревянной Богоявленской церкви (1858).
Кстати вспоминается архитектор Василий Косяков, автор и Морского Никольского собора в Кронштадте. От Рабочеостровска до Большого Соловецкого острова ходит теплоход «Василий Косяков». А в Морском музее на Соловках есть и такое — «Кто в Море не ходил, тот Бога не маливал«.
И еще о казаках в Финском заливе. Ну где донские казаки, а где хмурый Северо-запад, Терийоки, Лахта и прочие Куоккала?
Напротив часовни — небольшой памятник о малоизвестном морском сражении у острова Котлин в 1656 году — во время русско-шведской войны. Задолго до морских побед Петра Великого.
Бой у острова Котлин — морское сражение, состоявшееся 22 июля(1 августа) 1656 года во время русско-шведской войны 1656—1658 годов близ острова Котлин между русской и шведской гребными флотилиями.
В ходе кампании 1656 года в принадлежавшую Швеции Ижорскую землю был направлен отряд воеводы Петра Ивановича Потёмкина. Отряд действовал при поддержке флотилии гребных судов донских казаков, имевших опыт морских походов на Чёрном море.
Патриарх Никон сообщал царю Алексею Михайловичу, что благословил донцов идти морем на Стокгольм и другие места[1], что, впрочем, едва ли было возможно ввиду малочисленности казаков. Всё войско Потёмкина состояло из 570 донских казаков и 430 новгородских и ладожских стрельцов и «охочих людей» (местных добровольцев).
А вот и этот самый хмурый Северо-Запад. Да, орхидеи еще не зацвели.
Где-то там бродят цапли?