Весна, весна на улице. Весенние деньки. О грустном не будем — об этом и так все говорят нынче. Будем о хорошем. Посмотрим на весенних птиц и на окрестности Ладожского озера в день весеннего равноденствия.
Ба, знакомые все лица! Синички пережили зиму, и теперь в поисках партнера. Песни -поются…
Суровая лазоревка — чуть поменьше обыкновенной синицы. Но тоже в ожидании теплых деньков.
Новое крохотное создание в Удельном парке — чечётка — вид певчих воробьиных птиц из семейства вьюрковых.
И на просторы Ленинградской области — проверим, как там весна начинается. В этих местах бывали неоднократно (традиция такая). В последний раз в ноябре. Тогда только-только начал появляться первый лед.
В этот раз посмотрим на крепость Орешек еще и от Шереметьевки. Лед уже сошел (если он вообще был здесь этой зимой). Но навигация еще не началась.
И два памятника на этом пустынном берегу у Шереметьевки:
Монумент «Переправа» (1970). Монумент воздвигнут бывшим войскам 3-й понтонно-мостовой бригады резерва Главного командования. Основными задачами бригады в военное время были наведение переправ через Неву в районе Шлиссельбурга, разминирование берегов Невы, устройство подъездных путей, обеспечение паромных переправ и контроль двух понтонных мостов, через которые бесперебойно снабжали войска, находящиеся на левом берегу реки.
19 января 1943 года, сразу же после прорыва блокады и освобождения Шлиссельбурга, началось строительство Ириновской железнодорожной линии между платформой Поляны 71-го км Волхостроевской линии и станцией Шлиссельбург (на правом берегу Невы) по освобожденному от врага коридору шириной 6–11км, длиной 33 км и по переправе через Неву.
Мост было решено возводить на окраине Шлиссельбурга у северного склона Преображенской горы через устье Малой Невки, вдоль узкого берега на конце Фабричного острова, где был подход железнодорожной узкоколейной ветки. На правом берегу Невы мост выходил к железнодорожной ветке, примыкавшей к станции Шлиссельбург. Этот участок пути соединил Ленинград с Большой землей.
А вот сложные инженерные сооружения, которые создает сама природа. Прошлогодний тростник и последние ледышки.
Замечательный вид. Крепость, сарай и лодка. Все ждут весну.
И обязательно подъедем к паровозу у станции Петрокрепость. Здесь еще находится музей «Дорога Победы».
18 января 1943 года Советская Армия прорвала блокаду Ленинграда, и в полосе прорыва железнодорожники в короткий срок построили железную дорогу Поляны – Шлиссельбург, а Ленинград получил прямое железнодорожное сообщение с Большой Землей. Впоследствии железнодорожный путь получил название — «Дорога Победы».
Первый грузовой поезд в Ленинград прибыл 7 февраля 1943 года. В тот же день с пятой платформы Финляндского вокзала на Большую Землю отправился товарный поезд, груженный отливками орудийных стволов. Поезд вез паровоз Эм 721-83. (http://railway-museum.ru/collection/branch-offices/3.html)
А еще у памятника проводятся мощные строительно-ремонтные работы. Видимо, к Дню Победы готовятся.
И привычный уже нам вид на крепость Орешек — там где пристань.
Да. Вот и весна проклюнулась неспешно.
Немного с мощной оптикой посмотрим на крепость.
Во время Северной войны, начавшейся в 1700 году, взятие Нотебурга означала продолжение успешных действий на Невско-Ладожском направлении. Русские войска под командованием фельдмаршала Шереметева появились у Нотебурга 26 сентября 1702 года.
«Зело жесток сей орех был, однако, слава Богу, счастливо разгрызен», — писал Петр I своему помощнику Виниусу. Победа досталась русским ценой больших потерь. На береговой кромке острова погибло свыше 500 русских солдат и офицеров и 1000 получили ранения. (http://www.panoramio.com/photo/56955040)
В ночь на 7 сентября 1941 года превосходящим силам немецких войск удалось прорваться к Шлиссельбургу. 8 сентября город был захвачен. Советские войска переправились на правый берег Невы, где заняли жесткую оборону. Шлиссельбургская крепость оказалась форпостом левого фланга Ленинградского фронта.
За 498 дней осады крепости противник совершил свыше 2000 огневых налетов, выпустив до 50 000 мин снарядов.
Во время обороны крепости на флагштоке, установленном на колокольне собора каждый день поднимался красный флаг. Сейчас эта традиция возобновляется в День Победы 9 мая. (Шлиссельбургская крепость Орешек: оборона 1941-1943 годов)
В мае 1612 года после девятимесячной осады, шведы во главе с Якобом Делагарди захватили крепость. Из 1300 человек, находившихся в крепости, после осады осталась лишь сотня. Шведы переименовали Орешек в Нотебург (Nöteborg — Ореховый город).
А Россия на 90 лет оказалась отрезанной от Балтики и удобного транспортного сообщения со странами Западной Европы.
Наконец, Коккорево — здесь находится мемориал «Разорванное кольцо» — две железобетонные арки весом 32 тонны и высотой 7 метров — кольцо блокады, разрыв между ними — Дорога жизни.
На Ладоге сложные навигационные условия и к началу войны здесь не было пристаней. Но уже к 12 сентября был оборудован порт у маяка Осиновец (сейчас там находится музей «Дорога жизни»), куда прибыли первые баржи с зерном и мукой.
С окончанием навигации начала свою работу ледовая Дорога жизни — 20 ноября от Коккорево в Кобону (на противоположном берегу озера) за продовольствием отправился первый конный обоз из 350 саней .
А 22 ноября 1941 года отправилась первая колонна автомашин ГАЗ-АА (или полуторки). В первую блокадную зиму ледовая дорога проработала 152 дня — до 24 апреля — за это время было эвакуировано более 550 тысяч человек и перевезено более 300 тысяч тонн продовольствия, боеприпасов и других грузов.
Продолжим поездку вдоль берега Ладожского озера.