Длинная пешеходная улица Баумана закончилась на площади Тукая. Там и метро. Но мы продолжим прогулку уже по Петербургской улице.
Пешеходная часть улицы радикально реконструирована при поддержке правительства Санкт-Петербурга к 1000-летию Казани в 2005 году. Основная архитектурно-художественная идея улицы — создание «уголка Петербурга», с использованием стилизованных мостиков, ограды и рисунков мощения пешеходной эспланады (символизирующих петербургские каналы), ротонды (символизирующей петербургский Казанский собор), скульптурно-монументальных композиций и других архитектурных приемов и малых форм.
Вот, например, галера «Тверь»: «Тверь» — 13-баночная (26-вёсельная) галера, построенная на тверской верфи для путешествия по Волге, предпринятого Екатериной II в 1767 году.
14 (25) мая 1767 года эскадра Екатерины II подплыла к Ипатьевскому монастырю и городу Кострома. Здесь царствующей особе 15 мая был оказан пышный приём со стороны восторженных костромичей.
Узнав от них, что «как город сей, так и его уезд не имеют никакого герба», императрица отправила в тот же день письмо генерал-прокурору Сената А. А. Вяземскому: «Прикажите в Герольдии сделать городу и уезду костромской герб, коим намерена их пожаловать».
И правда, похоже на купол Казанского собора в Петербуре.
Проходим мимо церкви, выкрашенной в весёленький небесный цвет.
Первые католики в Казани появились в XVIII веке, в основном это были выходцы из Германии и Прибалтики. В 1835 году в Казани был основан постоянный католический приход, окормлявшийся польскими священниками. Из-за отсутствия храма приход совершал богослужения в различных зданиях города и часто менял своё местоположение.
В 1855 году священник Остиан Галимский подал ходатайство о постройке католической церкви, аргументируя прошение сильным ростом числа прихожан. Через два года вопрос был решён положительно, с условием, что внешний вид храма не будет отличаться от окружающих домов и не иметь характерный католический облик. Строительство каменной церкви по проекту А. И. Песке началось в 1855 году, а освящена она была 1 ноября 1858 года в честь праздника Воздвижения Креста Господня.
Дошли до Парка тысячелетия Казани. Конечно, всё хорошо и аккуратно. Только в жару негде спрятаться и купить прохладительный напиток. Наверное, совсем новый парк. Деревья ещё не выросли.
Коты эти уже много где путешествовали. Например, в Пушкиногорье.
Памятник поэту Кул Гали (12-13 век).
Кул Гали́ (настоящее имя — Мухаммад-хаджи Гали ибн Мирхуджа, тат. Мөхәммәдхаҗи Гали ибн Мирхуҗа, тат. Кол Гали) — татарский средневековый поэт.
Его наиболее известное произведение — поэма «Кысса-и Йусуф» (Сказание о Йусуфе), написанная на старотатарском языке огузо-кипчакского типа, который в дальнейшем послужил прототипом языка казанских татар.
Юсуф (араб. يوسف) — исламский пророк, сын пророка Якуба, обладавший способностью толковать сны. Отождествляется с библейским пророком Иосифом.
Ещё один татарский поэт — Габдулла Тукай. И в Петербурге есть ему памятник.
Кабан — самое крупное и известное озеро в Татарстане, находится в центре столицы республики — городе Казани. Легендарная природная достопримечательность представляет собой систему из трех связанных между собой старичных водоемов, возникших на месте прежнего русла реки Волги.
Система озер растянулась на 6,5 километров с севера на юг. Максимальная ширина — 35 метров, глубина приблизительно 12,5 метров. Занимаемая площадь 186 гектаров.
Самое главное — есть лодочная станция. И можно всласть покататься в погожий летний день.
И о трикстерах.
Шурале -классический «трикстер» — божество, бес, человек или антропоморфное животное, совершающее «хулиганство» или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. Как правило, является антиподом героя, антигероем.
Он похож на человека, очень тонкий и нагой,
Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.
У него же в пол-аршина пальцы на руках кривых,-
Десять пальцев безобразных, острых, длинных
и прямых.
Шурале — поэма татарского поэта Габдуллы Тукая. Написана в 1907 году по мотивам татарского фольклора.
Молодой парень (на тат. егет) из деревни Кырлай отправляется вечером в лес за дровами, где его встречает шурале. Шурале собирается защекотать егета до смерти, однако тот спасается хитростью.
Он просит Шурале помочь ему перебить клин на бревне, прежде чем Шурале убьет его. Не подозревая подвоха, Шурале соглашается и руками разжимает щель. Тогда егет достает клин, и бревно с силой сжимает Шурале пальцы.
Шурале пытается сделать нехорошее:
Почему, тебя завидев, я издал веселый крик?
Потому что я щекоткой убивать людей привык.Каждый палец приспособлен, чтобы злее щекотать,
Убиваю человека, заставляя хохотать. Ну-ка, пальцами своими, братец мой, пошевели,
Поиграй со мной в щекотку и меня развесели!
Как обмануть беса шурале.
Дух лесной! Давай сначала поработаем вдвоем,
На арбу с тобою вместе мы бревно перенесем.Щель большую ты заметил на другом конце бревна?
Там держи бревно покрепче, сила вся твоя нужна!..На указанное место покосился шурале
И, джигиту не переча, согласился шурале.Пальцы длинные, прямые положил он в пасть бревна…
Мудрецы! Простая хитрость дровосека вам видна?Клин, заранее заткнутый, выбивает топором,
Выбивая, выполняет ловкий замысел тайком. (https://www.culture.ru/poems/23834/shurale)
И возвращаемся обратно на улицу Баумана. Но хитрыми путями. Ещё и на рынок за гостинцами надо зайти.
Булак (тат. Bolaq, Болак) — канал в Вахитовском районе Казани, бывшая протока от озера Нижний Кабан к Казанке. Название произошло от устаревшего татарского слова «болак», означающего «небольшая речка».
И снова на улице Баумана. Множество жанровых фигурок.
Ну, а теперь и пообедать можно. Рестораций на этой улице много.