Майское путешествие-2024. Минск. Верхний город.

Продолжаем наше майское путешествие. Приехали из Орши — и сразу в исторический центр.

Верхний город (бел. Новае Места, Высокае Места, Высокі Рынак, Верхні Горад) — исторический район Минск) спланирован в 1560—1570 годы как новый центр Минска. Причиной создания нового плана были большие пожары (1505, 1547), а также многократное разорение города и окрестностей крымскими татарами в 1-й четверти XVI века.

Минск. Верхний город. Кафедральный собор Сошествия святого Духа.

История собора начинается в 1633—1642 годах, когда было построено здание, служившее храмом католического монастыря бернардинок. В 1741 году здание было разрушено пожаром, который стал причиной реконструкции монастыря.

В 1852 году монастырь был упразднён и переведён в Несвиж. С 1860 года прежний костел стал православным храмом. 

Минск. Верхний город. Кафедральный собор Сошествия святого Духа.
Минск. Верхний город. Митрополит Филарет.

Еще одна православная церковь рядом со Свято-Духовым собором  — храм Святителя Кирилла Туровского — домовой храм при Минской духовной академии.

Минск. Верхний Город. Домовой храм Минской духовной академии Церковь святителя Кирилла Туровского.
Минск. Верхний Город. Костел Святого Иосифа.
Минск. Верхний Город. Костел Святого Иосифа.

Князь Михаил Клеофас Огинский (пол. Michał Kleofas Ogiński; 1765- 1833, Флоренция, Великое герцогство Тосканское) — польский композитор-любитель, дипломат, политический деятель Речи Посполитой и Российской империи, один из лидеров восстания Костюшко, почётный член Виленского университета, член Правительствующего Сената, автор знаменитого «Полонеза Огинского».

Минск. Верхний город. Музыкальная скамья Михаила Клеофаса Огинского.

Если сесть на скамью, можно послушать «Прощание с родиной» (Полонез Огинского).

Минск. Верхний город. Музыкальная скамья Михаила Клеофаса Огинского.

О Магдебургском праве в Минске. Скульптурная композиция, изображающая продавца, взвешивающего свой товар для купца. Купец торгуется. А за законностью сделки зорко следит представитель магистрата. 

Минск. Верхний город. Городские весы.
Минск. Верхний город. Городские весы.
Минск. Верхний город. Городские весы.
Минск. Верхний город. Городские весы. Печать Минской ратуши.

Минск получил Магдебургское право 14 марта 1499 года, по привилею короля польского и великого князя литовского Александра Ягеллончика.

Согласно документу в дальнейшем городское руководство осуществлялось независимым органом самоуправления — магистратом, возглавляемым войтом и состоящим из избираемой горожанами рады и собственного судебного органа — лавы.

Одновременно жители Минска освобождались от власти крупных землевладельцев и великокняжеского суда, получали право на частную земельную собственность, что значительно активизировало экономическое и культурное развитие города.

Королевская грамота также разрешала минчанам построить в городе ратушу.

Минск. Верхний город. Войт с ключем.

Войт (пол. wójt, белор. войт, укр. війт, родственно немецкому слову фогт Voigt, «фойгт», которое происходит от лат. advocatus — призванный на помощь) — староста, в городах Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, основанных на магдебургском праве, в XV — XVIII веках выбираемое (обычно из зажиточного населения) служебное лицо, которое возглавляло магистрат.

Минск. Верхний город. Войт с ключем.

Вот и ратуша.

Минская городская ратуша — административное здание в центральной части Минска, на Высоком Рынке (ныне площадь Свободы), построено в 1600 году. На ратушной башне находились часы, что для того времени было большой ценностью.

В здании размещались магистрат, суд, архив и др., в 1830-х гг. музыкальная школа. В 1844 году приспособлено под театр, работавший в 1844—1851 годах.

Ратуша  была разобрана в 1851 году.

Минск. Верхний город. Здание Ратуши.

Идея восстановления ратуши появилась в 1980 году. Проект восстановления историко-культурной ценности основан на научных исследованиях: на изучении аутентичных чертежей, рисунков, документов, найденных в архивах Вильнюса, Варшавы, Санкт-Петербурга, Москвы. Результаты археологических раскопок 1978 и 1988 годах существенно дополнили сведения об этом здании.

В 2002 году на определённом по данным археологических раскопок месте начались работы по восстановлению памятника архитектуры.

Внутренняя планировка памятника не скопирована полностью, однако в процессе восстановления постарались сохранить её наиболее ценные элементы. Толщина стен, как и у прежнего строения, полуметровая.

 В феврале 2004 года ратуша была открыта для посетителей, а 4 ноября 2004 года состоялось её торжественное открытие.

Минск. Верхний город. Здание Ратуши.

Архикафедральный собор Пресвятого Имени Пресвятой Девы Марии (бел. Архікафедральны касцёл Найсвяцейшага Імя Найсвяцейшай Панны Марыі) — католический кафедральный собор в стиле виленского барокко, главный католический храм в Минске, Белоруссия. Кафедральный собор Минско-Могилёвской архиепархии. Памятник архитектуры, включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Храм был построен в 1700—1710 гг. как церковь при иезуитском монастыре, в связи с чем также известен как «костёл иезуитов».

Минск. Верхний город. Храм Девы Марии.

И всякое забавное наблюдается.

Минск. Верхний город.
Минск. Верхний город.

О культуре и искусстве.

Памятник создателям белорусской национальной классической оперы композитору Станиславу Монюшко и драматургу Винценту Дунину-Марцинкевичу открыли в 2016 году.

Памятник Дунину-Марцинкевичу мы видели в Бобруйске.

О творчестве Монюшко:

Главная заслуга — создание национальной польской оперы (написал свыше 15 опер). Первая опера — «Галька». Впервые в концертном исполнении в Вильне (1848); постановка (1854). В новой редакции в 4 актах поставлена в Варшаве (1858).

Либретто оперетт «Рекрутский набор» (1841 или 1842), «Борьба музыкантов» (1840-е годы), опер «Чудесная вода» (1840-е годы), «Сельская идиллия» (1846) написал В. И. Дунин-Марцинкевич. Премьера оперы «Сельская идиллия» состоялась в Минском городском театре в феврале 1852 года.

Монюшко писал также музыку к постановкам пьес «Гамлет» и «Венецианский купец» Уильяма Шекспира, «Разбойники» Фридриха Шиллера, «Карпатские горцы» Юзефа Коженёвского, «Лилля Венеда» Юлиуша Словацкого.

Минск. Верхний город. Памятник
Станиславу Монюшко и Винценту Дунину-Марцинкевичу.

А вот еще коняшки. Сюда трудно пробиться. Все хотят сфотографироваться.

Минск. Верхний город. Конная упряжка.
Минск. Верхний город. Лошадка в упряжке.

А теперь — к Троицкому предместью и Театру.

Запись опубликована в рубрике Все краски лета, Зимняя сказка, Путешествия с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *