Снова конец мая, снова жара. Значит, можно опять прогуляться по Москве, как и в прошлом году (Третьяковская галерея, Бывшая Грузинская слобода, Утренние зарисовки и пр.).
И не просто прогуляться, а сходить в Кремль — посмотреть на архитектурный ансамбль Соборной площади и другие исторические памятники.
Вход по билетам через маленькую Кутафью башню, а далее на территорию Кремля через Троицкую.


Сначала нужно осмотреться.



Пройдем на Соборную площадь.
Соборная площадь — исторический и архитектурный центр Московского Кремля. Занимает самую высокую часть кремлёвского холма. Площадь окружают Грановитая и Патриаршие палаты, Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Ризоположенская церковь, Колокольня Ивана Великого и другие здания.
Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов — комплекс зданий на территории Московского Кремля, расположенный к северу от Успенского собора и колокольни Ивана Великого.
Построены в 1635—1656 годах русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым по заказу патриарха Никона. Пятиглавый собор Двенадцати Апостолов был сооружён на месте старого храма и части двора Бориса Годунова.


Самое высокое здание в ансамбле Соборной площади, которое видно из многих мест Москвы.
Колокольня Ивана Великого (вариант названия — Иван Великий; также иногда именуется по названию основного храма — це́рковь Иоа́нна Ле́ствичника) — храм-колокольня в составе архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля.
Построена в 1505—1509 годах по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина, в период до 1815 года неоднократно достраивалась, расширялась и перестраивалась. В основании заложен храм святого преподобного Иоанна Лествичника.

Архитектурный ансамбль колокольни состоит из трёх объектов: столпа колокольни «Иван Великий», Успенской звонницы и Филаретовой пристройки. Включает в себя действующий православный храм, выставочный зал музеев Московского Кремля и музей, посвящённый истории архитектурного ансамбля Московского Кремля.





Собор является древнейшим полностью сохранившимся зданием Москвы, а также самым ранним из итальянских сооружений в Кремле. Построен в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти.
Был главным кафедральным собором России вплоть до 1917 года. Является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода, кроме Никона и Игнатия.

Впервые венчание на престол в Успенском соборе состоялось в 1498 году. На церемонии Иван III передал бармы(оплечье, русское мужское украшение, регалия) и Шапку Мономаха своему внуку Дмитрию. В 1547-м при венчании Иван IV принял титулы царя и самодержца, а в число его регалий включили наперсный крест, скипетр и цепь.
В здании также проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович. Пётр I в 1721 году ввёл в соборе обряд коронаций императоров: царский венец был заменён короной, бармы — мантией.
Последняя коронация состоялась 14 мая 1896 года.




Пройдемся немного по Большому Кремлевскому скверу. Очень кстати в такую жару.







Царь-колокол — памятник русского колокололитейного искусства XVIII века. Высота с перемычкой составляет 6,24 м, диаметр — 13,6 м; масса 202 тонны. По назначению никогда не использовался. Колокол отлили по приказу императрицы Анны Иоанновны в 1730 году в память потомкам о её царствовании.

Для выполнения сложной задачи выбрали лучших мастеров своего времени — потомственного московского литейщика Ивана Фёдоровича Моторина и его сына Михаила. В Кремле была сооружена специальная литейная яма глубиной около 10 метров — только так можно было создать форму для будущего гиганта.
Первая попытка отливки в ноябре 1735 года оказалась неудачной — металл прорвал форму. Иван Моторин не пережил этой неудачи и вскоре умер. Дело отца продолжил Михаил Моторин, и 25 ноября 1735 года вторая попытка увенчалась успехом. На отливку было использовано порядка 200 тонн бронзового сплава.


После успешной отливки колокол еще два года находился в литейной яме для медленного остывания и подготовки к подъему. Однако судьба распорядилась иначе.
В мае 1737 года в Москве случился Троицкий пожар, один из самых разрушительных в истории города. Огонь добрался до Кремля, загорелись деревянные конструкции над ямой с колоколом.

Пожарные, пытаясь спасти ценный памятник, стали заливать раскаленный металл холодной водой. Резкий перепад температур привел к катастрофе — от колокола откололся огромный кусок весом 11,5 тонн. Именно эта трагедия лишила Царь-колокол возможности когда-либо зазвонить.
После пожара колокол оставался в яме еще почти 100 лет, и лишь в 1836 году, благодаря проекту архитектора Огюста Монферрана, его подняли и установили на специально созданный гранитный постамент на Ивановской площади Кремля, где он находится и по сей день.

Еще один гигант — «Царь-пушка».
«Царь-пушка» — именное артиллерийское орудие Русского Царства, памятник русского литейного искусства Нового времени.
По приказу царя Фёдора Ивановича в 1586 году мастер Андрей Чохов отлил из бронзы Царь-пушку. Автором идеи являлся шурин царя Борис Годунов, в то время фактически управлявший государством.
По одной из версий, своё название Царь-пушка получила в честь Фёдора Ивановича, но большинство исследователей считают, что название связано именно с размерами орудия.
Наружный диаметр ствола составляет 1200 мм, диаметр узорного пояса около дула — 1340 мм, калибр пушки — 890 мм, вес — 39 312 кг.


Хотя пушка была отлита как полноценное боевое орудие, фактически она ни разу не стреляла. Единственный раз её привели в боевую готовность в 1591 году вместе с остальной столичной артиллерией, когда к Москве приблизились войска Казы-Гирея. Её установили в Китай-городе для защиты главных кремлёвских ворот и переправы через Москву-реку.

Во время пожара в Москве 1812 года и минирования Кремля Успенская звонница и Филаретова пристройка были разрушены до основания. Колокольня Ивана Великого устояла, однако на верхнем ярусе образовалась трещина. По воспоминаниям современников, здание выглядело «как сирота».

Боровицкий холм, на котором находятся Боровицкие ворота и башня, является историческим центром Москвы. В его окрестностях археологи обнаружили стоянки Бронзового века, а с 1147 года встречаются первые летописные свидетельства о городе Юрия Долгорукого.
При князе Иване Калите в 1339—1340 годах вокруг поселения на холме были построены первые дубовые крепостные укрепления.

Боровицкую башню, от которой происходит современный вид, в 1490 году построил итальянский архитектор Пьетро Антонио Солари, прибывший из Милана в Москву по приглашению Ивана III.
Боровицкие ворота в современности — единственные постоянно действующие проездные ворота Кремля, ими постоянно пользуется президентский кортеж.Только на время ремонтных работ используют Спасские ворота.

Окончательно архитектурный ансамбль колокольни Ивана Великого сформировался к концу XVII века. К этому времени она стала одним из главных символов Москвы.
Колокольня использовалась как главная дозорная башня Кремля. С неё открывался вид на город и окрестности, и приближение войск противника к столице можно было увидеть за 30 километров.
Высота колокольни была увековечена и в фольклоре: о высоком человеке говорили «вырос детинушка с Ивана Великого». Значимые события — рождение наследника престола, венчание нового государя, военные победы — сопровождались звоном колоколов, который было слышно на всю Москву. Отсюда возникло выражение «во всю Ивановскую» — «громко, во весь голос».


Вот и все. Замечательное знакомство с архитектурным ансамблем Московского Кремля (Соборной площади). Может быть, получится побывать здесь еще раз и подняться на смотровую площадку колокольни Ивана Великого.