Морозное утро у Гостиного двора.

Большой Гостиный двор или Гостиный двор в Санкт-Петербурге , а в просторечии ласково — Гостинка, знают почти все — это самый центр города, важный пересадочный узел метрополитена, выход к театрам, музеям и всевозможным достопримечательностям. Иногда граждане заходят и в  сам Гостиный двор, чтобы посмотреть на стильно выставленные красивые товары (что им было недоступно во времена тоталитарного строя).

В старину Гостиным двором (от слова гость или гости — крупные купцы) назывались здания, где жили торговцы из дальних регионов и проходила оптовая торговля товарами . Гостиные дворы в больших городах разделялись по  географическому охвату, по отраслевой специализации и по национальности.

Нынешний  Гостиный двор, предком которого был Гостиный мост на Мойке у Зеленого моста и сгоревший в 1736 году,  был строился с 1761 по 1785 год по проекту  Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламота, известного также по проекту Новой Голландии. А первый Гостиный двор  был основан еще при Петре на Троицкой площади . Он тоже сгорел…

Самая главная линия Гостиного, конечно, Невская линия. Это лицо торгового центра, поэтому оно предлагает все самое качественное, а значит, и  самое дорогое. Продавцы, страдающие от безделья, мгновенно подбегают к любому посетителю лавки, выглядывающей на Невский проспект. Даже если посетитель не соответствует… лавке. А вдруг это сам Чичваркин.

На Невской же линии нас квалифицированно отправят на экскурсию по городу (или дальше — например, раньше отправляли в Саблинские пещеры, где пугают призраком Белого  спелеолога).

Самая интересная — Перинная линия, соприкасающаяся с Думской улицей. Она появилась в конце 18 — начале 19 веков. Тогда вдоль Думской улицы построили здание торговых Перинных рядов, разделившее улицу на две части — там продавалось птичье перо, наверное для мягких-мягких перин., где так сладко спалось.

На месте здания нынешней Городской думы с 1752 года находилась территория, отданная «петербургскому купечеству под строение гильдейского дома» .С 1786 года в здании Общественного гильдейского дома вместе с общественным купеческим управлением размещалась Петербургская городская дума. А в 1846 году началась перестройка здания городского правления.

Думская башня, в отличие от здания Думы, которое неоднократно перестраивалось ,  сохранило свой прежний  облик. Оно изначально возводилась как сигнальная башня на случай пожара. Внутри башни постоянно дежурили десять пожарных. В 1835 году архитектор  Беретти соорудил конструкцию для подъёма сигнальных шаров.

Для этого был построен дополнительный деревянный ярус и ажурная металлическая конструкция. Шарами сообщалось о месте и силе пожара, в случае нужды горожане оповещались о наводнениях.

В 1839 году думская башня стала одним из звеньев самой длинной в мире (1200 км) линии оптического телеграфа Петербург — Варшава. Телеграф связывал Зимний дворец с Царским Селом, Кронштадтом, Гатчиной, а также с Вильно и Варшавой. Всего на линии стояло 149 станций.

С 1850-х по 1920-е годы башня использовалась как пожарная каланча.

А на Ломоносовской линии Гостиного двора скучно — все сплошь заставлено машинами. Но, не смотря на мороз , пройти дальше интересно — нас ждут площадь Ломоносова и другие увлекательные вещи.

У Гостиного двора:

 

Запись опубликована в рубрике В центре Петербурга, Прогулки по городу. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *