Воздухоплавательный парк: по следам истории

Есть такие места, где от объектов когда-то здесь существовавших, осталось одно название. Например, Ипподромный мост через Обводный канал, напоминающий, что на территории Пионерской площади (Семеновского плаца) с 1880 года действовал ипподром. Или Комендантский аэродром — исторический район в Приморском районе Санкт-Петербурга, на месте которого с 1910 по 1963 годы работал Комендантский аэропорт.

Вот еще одно такое место. Выходим на платформу «Воздухоплавательный парк» Витебской линии Октябрьской железной дороги и воображение рисует романтическую картину: в голубом небе величественно плывут красавцы-аэростаты, управляемые красавцами-офицерами, слушателями Офицерской воздухоплавательной школы. А элегантные дамы, как и полагается, бросают в воздух чепчики  при виде такого грандиозного зрелища.

Но воздухоплаватели нынче здесь только пернатые, да и то перелетающие с рельсов  на шпалы и наоборот. Ищут, чем можно поживиться у пассажиров электричек.

Сложная и перенасыщенная система знаков и предупреждений при переходе через железнодорожное полотно у платформы вообще убивает всякое воображение. Какие уж тут дирижабли!

А между тем, здесь — на территории   Волкова поля, у реки Волковки, в 1885 году была размещена в старых казармах артиллерийского полигона первая в России военно-воздушная часть — Военно-воздухоплавательная команда, состоявшая из двух унтер-офицеров и 20 рядовых.

Река Волковка. На Алмазнам мосту (чуть южнее Воздухоплавательного парка)

Командиром Воздухоплавательной команды был назначен  поручик Александр Матвеевич Кованько (1856 — 1919). Позже он стал руководителем и Офицерской Воздухоплавательной школы, второе отделение которой — авиационное — находилось в Гатчине, где был создан первый в России военный аэродром. А у деревни Сализи (ныне Котельниково) неподалеку от Гатчины испытывали первый ранцевый парашют.

На Волково поле были доставлены три приобретенных во Франции воздушных шара.

6 октября 1885 года — дата первого крупного успеха русских воздухоплавателей: аэростат с экипажем из трех человек под командованием поручика Кованько совершил свободный пятичасовой перелет из Петербурга в Новгород, преодолев более 180 верст.

Волково поле: много места для воздухоплавания.

В 1887 году Воздухоплавательная команда была переименована в Учебный кадровый воздухоплавательный парк, а в 1890 году  сформирован Учебный воздухоплавательный парк. Так же стал называться и полигон, предназначенный для подготовки офицеров и рядовых воздухоплавательной службы.

Зрители и обслуживающий персонал Воздухоплавательного парка во время подъёма воздушного шара. (фото с http://tangomango78.livejournal.com/207934.html)

В 1910 году Учебный воздухоплавательный парк был переформирован в Офицерскую воздухоплавательную школу с авиационным и воздухоплавательным отделениями. В составе школы были метеорологическая станция, учебная голубиная станция (для голубиной почты), шаровая мастерская и даже лаборатория, оборудованная аэродинамической трубой.

В  1922 году 1-я Московская школа военных лётчиков (куда переместили Социалистическую авиашколу лётчиков Красного Воздушного Флота — бывшую Офицерскую воздухоплавательную) была переведена в поселок Кача (Крым) и стала основой для создания Качинского высшего военного авиационного училища лётчиков.

Группа военных и зрителей у эллинга с дирижаблем. Волково Поле. 1909.

В 1913 году эту школу закончил Петр Николаевич Нестеров (1887 — 1914), который считается основоположником высшего пилотажа («мертвая петля» Нестерова).

Не мир хочу я удивить,
Не для забавы иль задора,
А вас хочу лишь убедить,
Что в воздухе везде опора…

Для доказательства своей идеи, согласно которой «в воздухе для самолёта всюду опора», 27 августа 1913 года в Киеве над Сырецким полем П. Н. Нестеров впервые в мире выполнил на самолёте «Ньюпор—4» с двигателем «Гном» в 70 л. с. замкнутую петлю в вертикальной плоскости.

Главное здание Офицерской воздухоплавательной школы. Витебский пр.,1

В 1910 году был построен первый российский военный дирижабль «Кречет» (сначала назывался «Комиссионный») и испытан на Волковом поле. После испытаний он был передан в воздухоплавательную роту в Риге.

Одно из зданий, принадлежавших Офицерской Воздухоплавательной школе.

Казармы Офицерской воздухоплавательной школы на Парковой улице, 7. Сейчас здесь  располагается Крафт-инвест, торгующая спецоборудованием. Также здесь работают очень бдительные охранники, которые выбегают из своей будочки, завидев человека с фотоаппаратом, и участливо спрашивают: «Наше здание фотографируете? А для чего это вам?» Собак, правда, не спускают.

У входа на территорию бывшей Офицерской воздухоплавательной школы.

На Парковой улице. Поражающего красотой и обилием пород деревьев парка здесь не наблюдается. Все-таки названа она по находившемуся здесь когда-то   Воздухоплавательному парку.

На Парковой улице нынче одни заборы с колючей проволокой. Не взлетишь…

Воздухоплавательный парк: по следам истории.


Запись опубликована в рубрике Прогулки по городу с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

12 комментариев: Воздухоплавательный парк: по следам истории

  1. Уведомление: В окрестностях Гатчины. | Прогулки по городу

  2. Алексей говорит:

    Спасибо, очень интересно и зрелищно.

    Небольшая поправка вот к этому фрагменту:

    «В 1922 году 1-я Московская школа военных лётчиков (куда переместили Социалистическую авиашколу лётчиков Красного Воздушного Флота – бывшую Офицерскую воздухоплавательную…»

    На самом деле не так. Офицерская воздухоплавательная школа, в своей именно воздухоплавательной части (которая как раз и базировалась на Волковом поле), в 1918 году трансформировалась в Социалистическую школу воздухоплавания, которая затем в 1919 году преобразовалась в Петроградские советские воздухоплавательные курсы, а с августа 1920 г. — в Высшую военную воздухоплавательную школу. Она никуда не переезжала, а просто была ликвидирована в 1926 году.

    • olga говорит:

      Спасибо за отклик и за поправку. Эра начала воздухоплавания теперь воспринимается как обычная реальность. А тогда это было для людей — начало великого будущего. Да и просто интересно.

  3. Юрий говорит:

    Ольга, к Вашему вступлению добавлю: а)Конец Воздухоплавательной улицы соединяется с (нынешним) Витебским пр. через путепровод Артиллерийский. Он называется в память Особой батареи Артиллерийского комитета. Эта батарея была расквартирована — 1804г. В северной части, нынешнего военного Мемориального городка №117 СПб (Парковая ул. д.-5-7)- Воздухоплавательный парк. Батарея постепенно расширилась до столичного полигона, который в 1879 году передислоцировался на Ржевку — Пороховые! б) Так как восточный забор УВП = ОВШ шёл до Люботинского пр. А сейчас, этот пр. начинается от Заставской ул. , то естественно — исторически нужно считать окончание Воздухоплавательной улицы, около ул. Заставская! С южной стороны этой ул., идёт участок бывшего атопарка №39, до Кондратьевской улицы. Это Витебский пр. д.№1, а с южной стороны этой ул. находится бывший «Совавто» Витебский пр. д. №3, нынешний адрес! (А нынешний адрес Витебский пр. №1А (бывшего УНР) впихнули на место бывшего начала Люботинского пр.) А должен быть адрес Воздухоплавательная ул. №23! Согласна, что не справедливо?! =22.45

  4. Юрий говорит:

    Добавление к портрету Александра Матвеевича Кованько: а) 2-й Авиационный отдел ( с 1912г.) находился на «Корпусном» столичном военном аэродроме и, на полигоне ОВШ Санкт-Петербурга, военного поля Кирасирского полка Гатчинского уезда. А 1-й Воздухоплавательный отдел, с 1909г.,находился на полигоне у деревни Салюзи недалеко от ж/д станции Мариенбург!
    б) Подъём шарового аэростата, происходит на Ижорском полигоне!
    в) Пётр Николаевич Нестеров окончил в ОВШ = 1-й Воздухоплавательный отдел в 1911г., 2-й Авиационный отдел в 1912г. и в 1913г. направлен в Киев для дальнейшей службы!

  5. Юрий говорит:

    А) Восточный адрес ОВШ должен быть — Воздухоплавательная ул. д.№21!
    Б) !-й военный русский дирижабль «Учебный» построен и испытан в — 1908г., на территории и ангаре Учебного Воздухоплавательного Парка. (Парковая ул.-5).
    В) Здание №30, бывшая Караульня , на учёте КГИОП СПб.
    Г)Показанный участок Парковой улицы, это бывшая часть улицы Артурская, в которую упиралась Ломаная улица!
    Д) Дополнение к поправке: ВВВШ произвела крайний выпуск в 1925 году и на территории остался Воздухоплавательный батальон, который стал основой при формировании 1-го ВДААН, командир майор В.Филиппов!

  6. Наталья говорит:

    После войны здесь размещалась в/часть 55795, где работали мои родители. Сюда, в декабре 1950 года из роддома принесли меня. Мы жили на 2 этаже, самое крайнее правое окно. Была пропускная система, по периметру вышки с солдатами. Мы, дети, играли во дворе этого великолепного здания, а наши родители работали тут же, на 1 этаже. Там были и военные и вольнонаемные. Территория была большая, много зданий за забором. О номере в/ч я узнала только сейчас, когда передо мной лежит трудовая книжка моей мамы, где и написано: » в/ч 55795″ — принята на работу. Приняла торжественное клятвенное обязательство при в/ч 55795″ — подпись нач -к ок и печать. Мы жили там с апреля 1948г. по январь 1955г. Интересно, есть ли люди, которые тоже там жили и помнят все?

    • Любовь говорит:

      Я прожила на территории воздухоплавательного парка с 1953 по 1967 год. Пока еще есть люди для которых это и есть Малая Родина, с удовольствием вспоминаем «Воздушку» и ностальгируем.

    • Петров Андрей говорит:

      Мой Дед Тараканчиков Никифор Дмитриевич проработал в этой части почти 40 лет. Ищу любую информацию о нем,….кто знает или что то может подсказать откликнитесь пожалуйста
      Андрей
      8 921 913 42 41

  7. ПАВЕЛ говорит:

    Большое спасибо за интересную экскурсию в историю.
    Я «иду по следам» жизни моего дедушки Н.А Гажалова(Солянина). Он в своих записках упоминает о том, что в 1915 году служил рядовым в воздухоплавательной роте Петрограда, а она располагалась на территории воздухоплавательного парка . Теперь для меня станция Воздухоплавательный парк стала роднее и ближе, хотя я там никогда не был.
    Ещё раз большое спасибо автору.
    С уважением, Павел Примаченко

    • olga говорит:

      Того парка уже, конечно, нет. Но история остается с нами. Спасибо за внимание к скромной работе. На самом деле, кучу всего можно найти и в интернете, и в архивах. Удачи, Павел.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *