В окрестностях Гатчины.

В Гатчину можно съездить не только для посещения знаменитого Большого Гатчинского дворца и парка. Можно посмотреть близлежащие окрестности, хотя добраться туда иногда совсем непросто. Хотя что уж говорить, даже Красноармейский проспект — дорога, которая проходит вдоль Дворцового парка, ремонтируется только сейчас.

Но не будем бояться трудностей. Главная наша цель — деревня Котельниково. Она находится всего в двух километрах от Мариенбурга — исторического района Гатчины.

До 1949 года деревня называлась Сализи. С тех пор, как она впервые была упомянута в 1676 году на карте Ингерманландии как Salesna, в других картах и документах деревня как только не именовалась — Salessna, Солесна, Залесья (видимо, по созвучию), Залужья, Залесье, Сялижи, Салюзи.

В окрестностях Гатчины. У деревни Котельниково.

Перед самой деревней есть мост через реку Парицу. В деревне Парицы (так же как Черницы и Пудость) добывали гатчинский камень — известняк использовавшийся при строительстве и облицовке зданий. Например, из парицкого камня сложена башня Приоратского дворца в Гатчине.

В окрестностях Гатчины. Река Парица у деревни Котельниково.

В деревне Котельниково бушует лето. Очень хорошо в лугах. Только слепни зверствуют и мучают людей и животных.

В окрестностях Гатчины. В деревне Котельниково.

В окрестностях Гатчины в конце 19 — начала 20 века располагался лагерь Воздухоплавательной школы. В июне 1912 года здесь прошли испытания первого в мире ранцевого парашюта РК-1 (русский, Котельникова, модель первая). Парашют был разработан Глебом Котельниковым (1872-1944) за 10 месяцев. Толчком к работе над ним послужила гибель Льва Мациевича в 1910 году на Комендантском аэродроме в Санкт-Петербурге.

До разработки Котельникова летчики спасались из падающего аэроплана с помощью длинных сложенных зонтов, ненадежных и сильно увеличивающих вес самолета.

В окрестностях Гатчины. Поле у деревни Котельниково.

6 июня 1912 года во время испытаний у деревни Сализи с самолета сбрасывлся манекен весом 80 кг — на разных высотах. И все эти испытания прошли успешно.

В окрестностях Гатчины. Дорожка к памятнику у деревни Котельниково.

РК-1 укладывался в металлический ранец, расположенный на лётчике при помощи подвесной системы. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо.

Памятник в честь испытаний РК-1 у деревни Котельниково.

Впоследствии жёсткий ранец был заменён мягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп. Такая конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.(википедия)

Памятник в честь испытаний РК-1 у деревни Котельниково.  Надпись.

К сожалению, парашюты Котельникова не были приняты тогда в производство из-за резолюции командующего воздушными силами России великого князя Александра Михайловича:

Парашюты в авиации — вообще вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели. Машины дороже людей. Мы ввозим машины из-за границы, поэтому их следует беречь. А люди найдутся, не те, так другие!

Тем не менее, изобретение Глеба Котельникова получило признание за рубежом (в рамках конкурса в Париже и Руане): в 1913 году студент Петербургской консерватории(!) Владимир Оссовский прыгнул с моста в Руане (с высоты 60 метров). А российское правительство привлекло Котельникова к усовершенствованию парашюта только во время Первой мировой войны.

В 1949 году Сализи была переименована в Котельниково, а Приморском районе Санкт-Петербурга есть аллея Котельникова.

В окрестностях Гатчины. Памятник в честь испытаний РК-1 у деревни Котельниково.

За Котельниково есть другая небольшая деревня — Педлино. У нее, как и у многих городов и поселков в Ленинградской области есть финское название — Pietilä. А называлась она на картах и Пертелево, и Петлина, и Петлино. Дворов всегда было от 10 до 16.

В окрестностях Гатчины. У деревни Педлино.

В окрестностях Гатчины. В поле у деревни Педлино. Вокруг — гатчинские луга-леса с иван-чаем.

Сейчас в Педлино все-таки не дворы. А дворищи с домищами. Ежеминутно проезжают по плохой дороге хорошие машины. Наверное, хорошее место для дачников. Только моря нет.

В окрестностях Гатчины. Коттеджи в деревне Педлино.

А на лугах сейчас просто бушуют зонтичные. Иногда можно встретить целые заросли вот таких гигантов-борщевиков. Их стебель может достигать 2.5 метров. Если зимой проезжать по Ленинградской области, вдоль дорого можно часто видеть засохшие и замерзшие остовы этих травянистых исполинов.

В окрестностях Гатчины. Борщевик в поле  у деревни Педлино.

Возвращаемся из лугов в город, где все дымит и движется.

В окрестностях Гатчины. В деревне Котельниково.

Недалеко от линии железной дороги в Гатчине, на Киевской улице, стоят Смоленские ворота. Они были названы так в 1830-х годах, когда Большая Порховская дорога стала именоваться Смоленской дорогой. Позднее дорогу переименовали в Двинскую, или Динабургское шоссе, а ворота — в Двинские. Это название не привилось, ворота сохранили до нашего времени наименование — Смоленские. А на выезде из Гатчины в сторону Питера установлены Ингербургские ворота.

Гатчина. Смоленские ворота.

В Дворцовый парк не зайти невозможно. Хоть на несколько минут.

Гатчина. В Дворцовом парке летом.

Гатчина. Дуб в Дворцовом парке.

Народ вокруг гуляет и отдыхает. Чего и вам советуем. Лето и выходной день!

Гатчина. В Дворцовом парке. Сяду на пенек.

Гатчина. В Дворцовом парке. На озере.

Гатчина. В Дворцовом парке.

В окрестностях Гатчины.

Запись опубликована в рубрике Все краски лета, Путешествия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *