Вот мы и дошли по Северной набережной до собора, возвышающегося на высоком холме. Успенский православный собор в Хельсинки (фин. Uspenskin katedraali) был построен в 1868 году на скалистом холме острова Катаянокка (фин. Katajanokka).
Чтобы попасть на остров Катаянокка, нужно пройти по мосту через канал — мост густо украшен замочками — эта мода, похоже, распространилась везде.
Кому лень подниматься к собору, могут посетить ресторан. Судя по художественному оформлению фасада, здесь предлагают массу рыбных блюд, хотя в названии и на флаге этого заведения фигурирует лук (лук, который в еду добавляют).
А кто не ленится (или не боится), может попробовать одолеть заледенелую лестницу, или обойти этот холм с другой стороны и пройти к собору, как приличный и цивилизованный человек. Однако, альпинистов-туристов все равно хватало.
Еще немного, и мы почти у цели. Все-таки расположение любого здания на вершине холма или горы производит впечатление. Выглядит это , как крепость. А ограда с каменным основанием немного напоминает о чем-то кельтском и далеко средневековом, заросшим травой (или вереском) под свинцовым небом. Хотя средневековье здесь не причем, да и небо не свинцово-тяжелое, а многообещающее.
В 1857 году генерал-губернатор Берг начал рассматривать вопрос о построении в Хельсинки большого православного собора — к нему обратился молодой священник Свято-Троицкой церкви Николай Попов, писавший необходимости нового, более вместительного храма.
Архитектурный проект в византийском стиле составил Алексей Максимович Горностаев (1808-1962), который был известен своими работами на Валааме, в Петербурге (дачи на Каменном острове, отделка усадьбы Орловых-Денисовых в Коломягах, оранжереи Громова в Лопухинском саду и многое другое), в Троице-Сергиевой пустыни. Торжественная закладка храма состоялась в августе 1862 года.
Но в декабре 1862 года Горностаев, руководивший стройкой, скончался и проект заканчивался архитектором Варнеком, который поменял только звонницу на колокольню. 25 октября 1868 года состоялось освящение храма.
Интересные виды открываются с площади перед Успенским собором: сверху видно все. Вот, например, главный собор Хельсинки — лютеранский Кафедральный собор рядом с гордо развевающимся флагом с изображением лука ресторана внизу .
Почти тот же вид — добавляем немного строительный кран и непременный атрибут Хельсинки — велосипед.
Бросим последний взгляд на Успенский собор и посмотрим, что еще есть на острове Катаянокка.
Дом Дементьева — у подножия холма, где стоит собор. Об этом сообщает табличка на здании (табличка выполнена на трех языках ). Видимо, это был какой-то доходный дом. Неведомый хитрый Дементьев вел здесь свои дела с 1885 года.
На шведском табличка сообщает, что это Dementjeffska Garden, то есть Дементьевский сад. А вот тут подходящее место для сада — и дева с кувшином грезит о весне.
Тут же можно обнаружить птичью коммунальную квартиру — жильцов на месте не было, поэтому на дереве было тихо и спокойно: никто места общего пользования не занимал надолго.
Но и без пернатых обитателей есть интересные дома и улицы (стоянка платная).
Только пешком-пешком. И увидим архитектуру, которой нет в Петербурге: как-бы замок.
А вот что-то немного восточное на улице Канавакату: бывшая таможня и пакгауз. То, что там сейчас ресторан — это точно.
А на стоя на трамвайной линии улицы Канавакату (фин. kanava — канал, katu — улица, остров отделен от материка узким каналом) можно увидеть сразу два больших собора Хельсинки: Успенский кафедральный и лютеранский кафедральный.
Но раз мы на острове, нужно выйти на берег — в Южной гавани красуется лайнер Silja Line, отправляющийся в Стокгольм. А льды еще не растаяли (это 30 марта). Ну, к Южной набережной, откуда можно куда-нибудь уплыть.
Хельсинки: около Успенского собора.