Вот и середина лета незаметно подкралась. И отметилась она необычайной для нашего Северо-Запада жарой. Может быть, стоит немного охладиться и съездить куда-нибудь по-севернее? Решаем посетить места, в которых уже бывали в ноябрьскую сумрачную погоду — Сортавала, горный парк «Рускеала», водопад «Белые мосты». Посмотрим, как оно там летом?
Выезжаем в пять утра и уже в семь можем еще разок пройтись у крепости Корела в Приозерске.
Крепость Корела.
Крепость была самым северо-западным форпостом новгородцев, основана на рубеже 13 и 14 веков во время постоянных конфликтов Шведского государства и прочих датчан и немцев с Новгородской республикой на самых важных северо-западных торговых путях.
Неподалеку от крепости в 2004 году был установлен знак, сообщающий, что в крепости Корела в 879 году умер легендарный Рюрик, чье подлинное происхождение так и неизвестно.
Рюрик-варяг — по летописям — основатель Новгородского княжества на Руси. И успел даже покняжить в Старой Ладоге, которая борется с Великим Новгородом за право называться первой столицей Руси.
Во время шведского правления в крепости были построены новые укрепления в соответствии с новейшими требованиями фортификационного искусства: главную роль играла артиллерия, а не высота стен. С тех пор она именовалась Кексгольм.
По Ореховецкому мирному договору, заключенному в крепости Орешек в 1323 году, восточная часть Карельского перешейка осталась у новгородцев и наступили тихие года. В 1580 году, во время Ливонской войны, шведы захватили крепость — и стали заново отстраивать обветшавший форпост. Через 15 лет он опять вернулся России.
Едем дальше. Трасса А-121 «Сортавала» постоянно обновляется и расширяется. И в Приозерском районе, и в Карелии. Пыль, шум, гам… Но по-прежнему, нужно запастись средствами от укачивания тем, кто может страдать от «морской болезни» — резкие подъемы и спуски, совпадающие с резкими же поворотами.
А вот хорошая и широкая часть дороги.
Трасса «Сортавала».
Знакомый лось, нарисованный на скале.
Еще тихое-тихое утро. Можно даже росу на лепестках ромашки увидеть.
Быстренько проезжаем Лахденпохья и Сортавалу и двигаемся к самому северному заливу Ладожского озера — Кирьявалахти.
Узкий залив, а дорога идет вдоль него. Слева скалы, справа — вода. Практически нет мест для остановки — просто посмотреть и полюбоваться.
А там, где такая возможность есть, уже установлены палатки и варится каша. Надеюсь, мы не сильно помешали «диким» туристом, когда бродили по скале у залива. Ну вот просто красота вокруг. И тишина…
Скалы на противоположном берегу.
А теперь к водопаду. Дорога в конце так и не сделана — 2.5 км сплошные ямы и выбоины. Кто-то не решается доехать до просторной поляны-парковки у водопада и идет пешком, подвергаясь нападениям злобных тварей — слепней. Очень уж они тут зверские наросли.
Водопад «Белые мосты».
Белые мосты, или его еще называют Юканокоски, является самым высоким водопадом северного Приладожья. Водопад располагается в 10 км от города Леппясилта и в 30 км от города Питкяранта. Высота Юканокоски достигает 19 метров, что на 8 метров выше особенно популярной и широко известной карельской достопримечательности – водопада Кивач.
Силища!
Подъехали как раз ко времени, когда водопад ярко освещен солнцем: 11-12 утра.
А вот вид сверху. Водичка падает вниз.
А потом немного побурлит, и все успокаивается на реке Кулисмайоки.
На обратном пути к трассе остановимся на озере Руокаярви (Сытное озеро). Там тоже палатки и веселые рыбаки (правда, без улова). Им и так хорошо.
Облака опять смотрятся в зеркало озера.
Горный парк «Рускеала».
А теперь благодать закончилась. На водопадах Ахинкоски (река Тохмайоки) и в горном парке «Рускеала» — огромные толпища туристов. Буквально на пятки наступают. Аттракционы еще всякие над несчастным карьером. Каждый сантиметр в коммерческих целях используется.
Да, в ноябре поспокойнее было. Ну раз уж приехали…
19 января 1768 года императрица Екатерина II издала указ о начале добычи мрамора в Рускеала для украшения Исаакиевского собора.
Речь идет о третьем Исаакиевском соборе, который возводился с 1768 года по проекту Антонио Ринальди. Это здание-долгострой, сооружение с мраморным основанием и кирпичными стенами, начатое при Екатерине, продолженное при Павле I, стало причиной появления многих язвительных стихотворений и эпиграмм…
Итальянский карьер — здесь разработки велись по итальянской технологии:
В 1770-1830-е годы мрамор в Рускеала добывался следующим образом.
Вначале вдоль подошвы уступа карьера рабочие проходили горизонтальный ров («подкоп» или «подгорье») — шириной до 1.5-1.8 метра и глубиной 4-7 метров. Одновременно с ним по краям размеченного блока вырабатывались две «канавы» таких же размеров.
Для этого в мраморе выбуривали шпуры («дыры» или «скважины») диаметром 2.5 сантиметра (в XVIII веке) и 3.8 сантиметра (в XIX веке) и глубиной до полуметра.
Их высушивали, заряжали порохом, забивали глиной и подрывали. Затем сверху уступа по направлению линии отрыва «массы», на расстоянии 2-6 метров друг от друга, бурили скважины («цилиндры») диаметром 7.5 сантиметра и глубиной 5.7-9.5 метра.
Их также заряжали порохом и подрывали.
Можно и на лодке покататься. Только очередь немалую отстоять придется.
Но места все равно красивейшие.
Так и не охладились. И там жара нынче. Что тоже неплохо для наших мест. Хоть лето-солнце увидим.
На карте:
Удивительная красота. Великолепные фото. Замечательные комментарии. Спасибо.