Заканчиваем нашу первую прогулку по Пинску. По пешеходке прошлись и немного старую часть города посмотрели. Теперь к реке Пина. Река — это всегда хорошо. Даже такая короткая, как Пина.
Много чего она успевает пройти. Тем более Пина — приток Припяти, а это Днепровский бассейн. А Днепр течет аж из Смоленской области до Черного моря. И все такие разные места. Где смоленские леса, а где Днепровский лиман.
И как обычно, на реках встречаются рыбаки. Даже у нас на Мойке стоят страдальцы-старатели. А здешние, пинские рыболовы даже похвастались уловом. Правда, зимним — картинку на телефоне показали.
Место слияния Пины и Припяти. Как там дальше Припять к Днепру бежит? А в Мозыре мы были и зимнюю Припять видели.
О, и современное искусство. Наверное, это рыба… Такое впечатление, что нынешние художники, утомившись от сложного Ренессанса, Золотого сечения, перспективы, и потому что все уже нарисовано и сделано, решили вернуться к первобытному состоянию (идолы всяческие каменные) и стали придумывать искусство все сначала. Синусоида идет к нулю.
И гребцы, конечно, на реке. В основном, девчонки стараются и работают на спортивные рекорды.
И об освобождении Пинска в июле 1944 года:
Пинский десант 12 — 14 июля 1944 года — тактический речной десант, высаженный катерами Днепровской военной флотилии в город Пинск во время Белорусской наступательной операции Великой Отечественной войны.
В районе Пинска занимала оборону 2-я немецкая армия — 23-й армейский корпус и 1-я кавалерийская венгерская дивизия.
При наступлении советских войск по Белоруссии овладение Пинском было трудной задачей — город расположен в центре болотисто-лесной местности на перекрёстке стратегически важных дорог. Вне дорог движение крупных масс войск невозможно.
Единственный путь к городу для наступающих советских войск 61-й армии 1-го Белорусского фронта проходил по долине реки Припять, которая, естественно, была заранее подготовлена противником к обороне.
Наступление в лоб грозило большими потерями и утратой высокого темпа наступления. Кроме того, в Пинске находились стратегически важные переправы через Припять, захват которых имел огромное значение.
В этой обстановке командование Днепровской флотилии предложило штабу 61-й армии осуществить скрытный переход кораблей флотилии в Пинск по реке Припять, оба берега которой на протяжении 18-20 километров были заняты врагом. Задача десанта — высадиться в черте города, сковать силы врага, вызвать замешательство обороняющихся по фронту вражеских войск.
Высадка десанта была одобрена командующим фронтом генералом армии К. К. Рокоссовским. В десант был выделен 1326-й стрелковый полк 415-й стрелковой дивизии (около 600 человек, командир подполковник Молчанов), 66-й отдельный отряд дегазации и дымомаскировки флотилии. Высадка производилась эшелонами побатальонно.
К операции были привлечены белорусские партизаны бригады генерал-майора А. Е. Клещева, получившие задачу в ночь операции скрытно уничтожить немецкие дозоры на реке вдоль маршрута следования кораблей. Артподготовка не производилась, так как план высадки был построен на внезапности.
На берегу реки в Пинске у братской могилы погибших при освобождении города 176 моряков, бойцов 61-й армии и партизан установлен памятник героям десанта — поднятый со дна погибший бронекатер.
Пинский десант стал крупнейшей десантной операцией Днепровской флотилии в годы войны. План операции был построен на дерзости и внезапности, но в условиях стремительного наступления советских войск этот риск вполне себя оправдал.
Взаимодействие флотилии и сухопутных войск было организовано на высоком уровне, руководивший операцией командующий 61-й армией имел постоянную связь с десантом и оперативно реагировал на каждое изменение обстановки. Потери флотилии составили 3 бронекатера (БК-2, БК-92, БК-303) и 1 катер-тральщик РТЩ-205 (все потоплены вражеской артиллерией).
Со взятием Пинска темпы наступления войск 1-го Белорусского фронта на этом участке значительно возросли.
Решительные действия десанта не позволили противнику уничтожить стратегически важные мосты через Припять, а единственный взорванный мост был в спешке подорван крайне неудачно (был повреждён только один пролёт моста, и уже к вечеру 14 июля по мосту было восстановлено движение автотранспорта).
А рядом в парке установлены уже более современные вооружения, по которым столь замечательно полазить во время летних (и любых) каникул.
И религиозные дела на берегу Пины:
Старинный Свято-Успенский Лещенский монастырь в течение многих веков являлся средоточием церковной жизни Пинского Полесья. Находившиеся в монастыре местночтимые чудотворные резная статуя Спасителя и икона Божией Матери привлекали к себе множество благочестивых паломников.
С 2011 года восстанавливается храм Рождества Богородицы.
Похож издалека на большой купол какой-то огромной церкви.
Аисты даже в городе гнездятся. Вот увидели рядом с церковью. И птенцы уже корм просят.
Возвращаемся назад по набережной реки Пины. Давно построена набережная.
Возведенная в 1948 году на энтузиазме патриотически настроенной молодежи, набережная стала своеобразной визитной карточкой города. Вдоль всей набережной проходит улица Днепровской флотилии.
Последняя реконструкция набережной приостановлена в августе 1991 года. Было решено воссоздать исторический вид набережной, однако проект так и не был осуществлен.
И еще несколько интересных наблюдений. Опять современное искусство.
Ресторан Саперави в просвете произведения искусства. Там шашлыки, там хорошо, наверное.
А это просто катер-метеор, превращенный в кафе.
И возвращаемся опять к мосту. Здесь очень красивые зарисовки старого Пинска. И ДОТ времен Великой Отечественной войны.
Нам пора. Завтра едем к любимому Пскову через почему-то негостеприимный Борисов. Но мы еще вернемся в замечательный Пинск.
-Что, уже уезжаете??А жаль. В Борисове сегодня дождь…
По теме:
Полоцк. На Западной Двине у собора.
Начало прогулки по Беловежской пуще.
В Беловежской пуще. Музей природы.