Преображенский Варлаамо-Хутынский монастырь у Новгорода.

С детства всегда казалась, что  монастырь — это что-то огромное и величественное. Наверное, после очень давней поездки в Кирилло-Белозерский монастырь, стены и башни которого на берегу Сиверского озера создают впечатление мощи и силы Русского Севера. Этим летом мы побывали там наконец. Мощь и сила.

А в маленьком Ферапоновом монастыре неподалеку — тишина и спокойствие.

Но и в окрестностях Новгорода было создано в свое время много небольших и тихих монастырей. Некоторые сейчас восстановлены и действуют.

Посмотрели на Свято-Юрьев монастырь, где самым древним каменным храмом является Георгиевский собор (1119 год), на Николо-Вяжищский монастырь с изразцами, украшающими почти все здания. Теперь заедем в Хутынь —  во время ноябрьской поездки в Старую Руссу.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь — женский (ранее — мужской) монастырь Новгородской епархии Русской Православной Церкви, расположенный на правом берегу реки Волхов в Новгородском районе Новгородской области, на северной окраине деревни Хутынь, в 7 км от Великого Новгорода.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь под Новгородом. Колокольня.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь под Новгородом. Колокольня.

Варлаам Хутынский родился в богатой и знатной новгородской семье. Юношей постригся в Лисичьем монастыре, а затем стал отшельничать на холме Хутынь (худынь, худое место) у реки Волхов в десяти верстах от Новгорода.

В 1192 году построил каменную церковь Спаса Преображения в местности Хутынь на правому берегу Волхова в 10 км к северу от Новгорода, основал монастырь и стал его игуменом.

Сохранилась данная (вкладная) грамота Варлаама Хутынского, написанная на пергаменте и являющаяся самым древним русским актом, дошедшим до нас в подлиннике. По данной грамоте Варлаам Хутынский передал основанному им монастырю пахотную землю, сенокосы и другие угодья двух принадлежавших ему сёл, в том числе и территорию, на которой находился монастырь.

Местное почитание Варлаама Хутынского в Новгороде известно с XIII века, позднее — в Москве, с 1461 года началось общероссийское почитание. Память преподобного Варлаама совершается в 1-ю пятницу Петрова Поста и 6 ноября (по юлианскому календарю).

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь под Новгородом. У ворот.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь под Новгородом. У ворот.

Известно, что за долгую историю Хутынского монастыря на его территории сменили друг друга три колокольни. Первая, построенная на монастырские средства в 1445 году, была «не вельми высока и кругла яко столп, и не велика толко сажени единыя внутри и со олтарём; на ней же колоколы в верее бывали и прежних лет».

Третья, ныне существующая колокольня возводилась в монастыре в 1768-74 годах над южными воротами. Задумывалась она гораздо более высокой, но денег не хватило. (http://sobory.ru/article/?object=37653)

Да куда уж выше.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь под Новгородом. Колокольня.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь под Новгородом. Колокольня.

На воротах  можно рассмотреть изображения из Жития Варлаама Хутынского.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь под Новгородом. Житие Варлаама.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь под Новгородом. Житие Варлаама.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь под Новгородом. Ворота. Житие Варлаама.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь под Новгородом. Ворота. Житие Варлаама.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь под Новгородом. Житие Варлаама. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь под Новгородом. Житие Варлаама.

Из жития Варлаама: Однажды принесли Преподобному свежую рыбу. Ему захотелось вкусить её, но, подавив в себе это желание, велел приготовить рыбу и положить в сосуд в келье.

Три дня он провел в строгом посте и молитве. На четвёртый день Святой открыл сосуд с рыбой и, увидев там множество червей, сказал: «Варлаам, Варлаам? Всякое животное по разрушении своем обращается в тление; подобает и нам разрешиться от всякаго наслаждения брашен и пристрастия к этой жизни.

Если же хочешь здесь есть сладкую пищу и пить сладкое питье, то зачем и черноризцем называешься? Ты уже отлучился от мира в пустыню, чтобы служить Творцу своему». Сказав это, он выбросил рыбу, и помысл о сладкой пище не смущал более.

С червяками-то кто рыбу будет есть. Тут и поневоле святым станешь. Холодильников не было еще.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь под Новгородом. Житие Варлаама.

Войдем. На одном сайте в комментариях повстречалось: Только приезжать сюда надо не праздным туристом, а человеком, осознающим, что он приближается к святому месту, к миру духовному в нашем материальном.

Даже неудобно как-то и страшновато. Вдруг какая-нибудь монашка погонит то ли со Святой горки, то ли с территории. Ведь мы не осознаем чего-то там, а просто туристы (истинная правда). Что-то нехорошее в этом. Вроде как церковь всех должна принимать. Даже непокрытых платком праздных и законопослушных  туристов. (?)

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь под Новгородом. В арке колокольни.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь под Новгородом. В арке колокольни.

Монастырский двор очень красивый. Особенно в день, когда пришла зима. Первый снег запорошил, конечно, все красивые цветы и кусты. Но белоснежный Преображенский собор среди первого снега на фоне снежного неба  — замечательно.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь под Новгородом. Во дворе.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь под Новгородом. Во дворе.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь под Новгородом. И первый ноябрьский снег.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь под Новгородом. И первый ноябрьский снег.

Посмотрим на колокольню со двора. Хорошая высота.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь. Колокольня.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь. Колокольня.

Новый Спасо-Преображенский собор возводился в начале XVI века. Архимандрит Макарий (Миролюбов), автор обстоятельного «Археологического описания церковных древностей в Новгороде и его окрестностях», изданного в 1860-е годы, указывает: «Собор сей был построен монастырскою казною из камня и кирпича, квадратным, с четырьмя столбами внутри, с пятью главами над кровлею и с тремя полукружиями на восток». В 1515 году его освятили.

Образцом для нового соборного храма послужил Успенский собор Московского Кремля. В XVI веке на Руси возводили довольно много подобных храмов. В Новгороде, незадолго до этого приведенном Москвой к повиновению, строительство «типично-московского» храма имело еще и политический характер. Со всем тем, нельзя сказать, будто Спасо-Преображенский собор вовсе лишен новгородских черт.

Искусствовед и археолог М.К. Каргер (1903-1976) совершенно справедливо отмечает, что существование новгородской архитектурной школы «не закончилось с падением политической независимости Новгорода».

Еще раньше на это указывал архимандрит Макарий: «Судя по тому, — писал он, — что Спасо-Преображенский собор в Хутынском монастыре строился тогда, как Новгород находился под московскою державою и даже под управлением московского митрополита, надлежит принять, что он строен по образцу московских храмов.

Но, с другой стороны, в архитектуре собора нет таких особенностей, коими он отличался бы от древних новгородских церквей, кроме разве того, что он построен без хор и вход в купол у него не с южной и западной стороны, а в алтаре с восточной». (http://sobory.ru/article/?object=05335)

У входа в Спасо-Преображенский собор в Варлаамо-Хутынском монастыре.

У входа в Спасо-Преображенский собор в Варлаамо-Хутынском монастыре.

Внутри Преображенского собора — просторные палаты.

 Спасо-Преображенский собор в Варлаамо-Хутынском монастыре. Просторно на входе.

Спасо-Преображенский собор в Варлаамо-Хутынском монастыре. Просторно на входе.

 Спасо-Преображенский собор в Варлаамо-Хутынском монастыре. Малый иконостас в приделе.

Спасо-Преображенский собор в Варлаамо-Хутынском монастыре. Малый иконостас в приделе.

 Спасо-Преображенский собор в Варлаамо-Хутынском монастыре. Иконостас.

Спасо-Преображенский собор в Варлаамо-Хутынском монастыре. Иконостас.

И высота, конечно. Сравнимо со Смоленским Успенским собором.

 Спасо-Преображенский собор в Варлаамо-Хутынском монастыре. Иконостас и высота.

Спасо-Преображенский собор в Варлаамо-Хутынском монастыре. Иконостас и высота.

А на выходе —  как-будто попадаешь в царство Морозко. Кружевные ледяные ворота.

 Спасо-Преображенский собор в Варлаамо-Хутынском монастыре. Архитектурные кружева крыльца. Новгородские или московские?

Спасо-Преображенский собор в Варлаамо-Хутынском монастыре. Архитектурные кружева крыльца. Новгородские или московские?

Да какая разница, какая архитектура. Жизнь идет. Хозяйство цветет. Машины груз привозят.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь под Новгородом. На крыльце Спасо-Преображенского собора.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь под Новгородом. На крыльце Спасо-Преображенского собора.

И еще походим немного по свежему снегу монастыря.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь под Новгородом. Сестринский корпус.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь под Новгородом. Сестринский корпус.

Варлаамо-Хутынский монастырь и первый снег. Спасо-Преображенский собор.

Варлаамо-Хутынский монастырь и первый снег. Спасо-Преображенский собор.

Дрова в виде стога сена.

Варлаамо-Хутынский монастырь и первый снег. Просто дрова.

Варлаамо-Хутынский монастырь и первый снег. Просто дрова.

К северо-западу от Спасо-Преображенского собора находится Варлаамиевская церковь. Впервые церковь во имя прп. Варлаама появилась в Хутынском монастыре в XIV веке, то есть еще до начала общецерковного почитания преподобного. Она была мала и не имела трапезной.

В 1552 году, при игумене Гурии, вместо нее построили новый, более обширный храм с просторной трапезой. Предполагается, что такой храм потребовался при введении в монастыре общежительного устава, согласно которому иноки должны были обедать вместе в определенное время и воздерживаться от вкушения пищи в кельях.

Трапезные палаты строились обыкновенно на подклетах, где располагалась кухня. Необходимой принадлежностью монастырской трапезной была церковь.

В описи 1642 года о церкови прп. Варлаама говорится: «Церковь каменная во имя преподобного Варлаама чудотворца с трапезою… На церкви глава обита чешуею дубовою; крест на главе железной по краям призолочен. А церковь крыта тесом полатками». (http://sobory.ru/article/?object=05336)

Варлаамо-Хутынский монастырь. Варлаамиевская церковь (1552).

Варлаамо-Хутынский монастырь. Варлаамиевская церковь (1552).

Варлаамо-Хутынский монастырь. Спасо-Преображенский собор.

Варлаамо-Хутынский монастырь. Спасо-Преображенский собор.

И немного застывшей под первым снегом красоты:

Варлаамо-Хутынский монастырь. Первый снег в ноябре.

Варлаамо-Хутынский монастырь. Первый снег в ноябре.

Варлаамо-Хутынский монастырь. Первый снег в ноябре. Варлаамо-Хутынский монастырь. Первый снег в ноябре. Варлаамо-Хутынский монастырь. Первый снег в ноябре.

 

Варлаамо-Хутынский монастырь. Спасо-Преображенский собор и Варлаамиевская церковь. Ноябрь.

Варлаамо-Хутынский монастырь. Спасо-Преображенский собор и Варлаамиевская церковь. Ноябрь.

А теперь  —  на берег Ильменя. Если его еще не замело.

На карте:

Запись опубликована в рубрике Зимняя сказка, Путешествия с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *