Судя по погоде последней недели, май наконец-то вступил в свои права. Еще робко и застенчиво (если говорить о центре города). В центре всегда шумно, пыльно и мало листвы. Но попытаемся отыскать майские признаки почти в самом конце месяца — пройдемся по уже знакомым местам.
Небольшой сквер на Лермонтовском проспекте напротив здания, где до 1918 года располагалась школа гвардейских прапорщиков и юнкеров (в 1864 году преобразовано в Николаевское кавалерийское училище).
В 1834 году школу закончил Лермонтов — став корнетом лейб-гвардии Гусарского полка.
А вот еще один выдающийся выпускник школы — Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский (1827-1914) — русский географ, ботаник, статистик, экономист, государственный и общественный деятель.
По окончании курса школы (1845) стал вольнослушателем Санкт-Петербургского университета на физико-математическом факультете по отделу естественных наук.
Выдержав экзамен на степень кандидата, в 1849 году был избран в члены Императорского Русского географического общества
В 1856-1857 годах исследовал Тянь-Шань, недоступный до этого для европейцев, составил впервые схему орографии (отдел физической географии, изучающий рельеф земной поверхности, горы) и высотной зональности горной системы. Инициатор ряда экспедиций в Центральную Азию.
В 1859—1860 участвовал в качестве члена-эксперта и управляющего делами Редакционной комиссии по подготовке крестьянской реформы 1861 года. Организатор первой переписи населения России в 1897 году.
А это ничем совсем не выдающийся голубь в том же сквере. Их повсюду в городах- тысячи.
Двигаемся в сторону Коломны.
Египетский мост через Фонтанку (известный всем по учебнику физики при изучении явления резонанса), по которому нужно пройти, чтобы попасть с пыльного и душного Лермонтовского проспекта (такой он, по крайней мере, если двигаться от Балтийского вокзала) в тихую Коломну. В феврале 1905 года этот мост рухнул на лед Фонтанки, когда по нему проходили кавалерийский эскадрон и несколько саней.
Датой начала строительства моста считается август 1825 года — время нашествия на Европу одной из волн египтомании — повышенного интереса к Древнему Египту.
Свято-Исидоровская церковь (Церковь Священномученика Исидора Юрьевского и Николая Чудотворца) была построена в 1907 году для эстонского православного прихода (в то время в городе проживало 4 тысячи православных эстонцев).
Началась навигация — начинается и настоящее тепло. Многочисленные экскурсионные теплоходы бороздят реки и каналы Санкт-Петербурга. Замечательное место — пересечение двух каналов — Крюкова и Грибоедова.
Рядом с собором находится Никольский сад. Здесь установлен памятник морякам броненосца «Император Александр III».
13 мая 1905 года, после полугодового тяжелого плавания, броненосец прибыл к Корейскому проливу. Днём 14 мая принял участие в Цусимском сражении. После выхода из строя флагманского броненосца возглавил боевую колонну русских кораблей.
Вскоре сам получил серьёзные повреждения в носовой части и переместился в центр эскадры, уступив «Бородино» место головного. Последние полчаса перед гибелью находился под сосредоточенным огнём броненосных крейсеров «Ниссин» и «Кассуга». Затонул 14 (27) мая 1905 года в 18:50.
Никто из команды броненосца не спасся.
Никольский собор строился с 1753 по 1762 год на месте деревянной церкви Николая Чудотворца, построенной для лейб-гвардии морского экипажа в 1743 году, на территории Морского полкового двора по проекту Саввы Ивановича Чеватинского — известного архитектора, представителя стиля барокко. Вокруг нынешней Никольской площади располагались казармы, где жили служащие Военно-морского ведомства.
Четырехъярусная колокольня Никольского собора возведена отдельно от него — она строилась одновременно (строго на западе в нескольких десятках метрах) с основным зданием, но завершена была раньше — в 1758 году.
А у фонтанов весна еще не началась. Они еще не запущены. Сам фонтан построен в 1880-х годах.
Один театр — два здания. Современность и 19 век.
Столь ругаемое всеми ценителями старинной архитектуры второе здание Мариинского театра. Стекло и бетон. Главное, что создается внутри.
Посмотрим на Новую Голландию. Как там сейчас для посетителей — не знаем — не дошли.
Но по-прежнему, все сумрачно, загадочно и готично, несмотря на майское солнце и замечательно свежую первую листву.
А теперь на просторы. Исаакиевский собор и самый широкий мост города — Синий мост. На Мойке несколько цветных мостов.
После помпезности имперского Петербурга погрузимся в Петербург Достоевского — в непосредственной близости от канала Грибоедова и Сенной площади.
О добре для всего человечества можно много спорить, говорить и философствовать. Но несомненно, что для многих граждан в эти первые хорошие майские дни благом было посетить что-то красивое и цветущее. А в центре города это редкость.
Зайдем в Юсуповский сад и полюбуемся на природу и горожан, которые, наконец-то, смогли поваляться на травке у пруда.
Мороза и снега пока не будет?
Пока хорошие и теплые погоды, пользуемся возможностью прогуляться и все рассмотреть в центре города. Это ненадолго.