Каменноостровский проспект — самая оживленная и самая важная магистраль Петроградского района. Он соединяет «спальные» районы Приморского района с центром города. Поэтому там всегда слишком много машин, слишком много людей, слишком много светофоров и магазинов «премиум-класса». Но в теплую июльскую ночь ничего этого «слишком много» нет . По тротуарам проходят последние компании, решившие встретить рассвет после спектакля «Разводка мостов на Неве» да проносятся с невозможной днем скоростью никогда неспящие автомобилисты.
С 1770-х годов и до начала 19 века участок дороги от Большого проспекта до набережной Малой Невки стал называться «Дорога на Каменный остров«. Именно тогда, после того, как Екатерина подарила эти земли своему сыну Павлу, Каменный остров стал среди знати популярным дачным местом — вблизи загородной резиденции наследника — Каменноостровского дворца . Название Каменноостровский проспект появилось в 1822 году, оно относилось тогда только к участку дороги у самого Каменного острова.
Благоустраивать трассу начали в 1838 года в связи частыми поездками Николая II в летнюю резиденцию на Елагин остров. В 1860-70-х годах участки вдоль проспекта (вся трасса получила нынешнее название в 1867 году) принадлежали отставным военным, мещанам и купцам, а проспект представлял собой череду заборов и оград, за которыми были устроены многочисленные теплицы, сады и огороды.
Настоящее преображение Каменноостровского проспекта началось в начале 20-го века, когда после открытия Троицкого моста в 1903 году, превратившего Петроградскую сторону из городской окраины в значимый район, и распространения в архитектуре стиля «модерн» началась масштабная жилая застройка так называемыми «доходными домами».
Доходный дом Розенштейна («Дом с башнями») — пряничный домик на площади Льва Толстого, относится к стилю неоклассицизм. Участок, на котором был построен дом, в 1909 году перешел к Константину Исаевичу Розенштейну — архитектору жилищно-промышленных комплексов, сотруднику русско-шведского завода по производству бетонных труб. В проекте участвовал участвовал архитектор Андрей Белогруд, увлекавшийся средневековьем, что и отразилось на внешнем облике здания. В 1996 году в Доме с башнями был открыт Театр «Русская антреприза» им.А.Миронова . А до этого времени там находились и кинотеатр (АРС, Элит), и студия Ленинградского телевидения, и театр «Эксперимент». Словом, Дом творчества.
А вот еще один представитель модерна «с башенкой» на Австрийской площади — доходный дом Липгарта. Эрнест Карлович Липгарт — художник и декоратор, работавший по заказам императорской семьи. Художник-аристократ, представитель старейшей лифляндской фамилии, приехавший в Россию в 1886 году. С 1906 по 1929 год был Главным хранителем картинной галереи Эрмитажа, известный атрибуцией и приобретением для Эрмитажа картины Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком». Он резко отрицательно отзывался об импрессионизме и призывал к сохранению традиций: «Красота тот идеал, который нужен, необходимо нужен… Художественную культуру в живописи можно приобрести только путем изучения мастеров, старых классических мастеров Италии. Италия наследовала божественную искру от Греции, Греция от Египта. Всегда надо опираться на кого-нибудь: нужны традиции, нужно быть сыном кого-нибудь. Это варварство порвать со всем, чем восхищалось все мыслящее человечество, что веками почиталось им, и очень уж самонадеянно построить все заново без всякого фундамента…»
Аристократ, принявший революцию с энтузиазмом. Написавший мемуары о парижском салоне принцессы Матильды и хранивший мировые художественные ценности для диктатуры пролетариата. Из любви к искусству.
Уже погасли фонари, но все здания с башенками можно хорошо рассмотреть. Потому что скоро рассвет…
На Каменноостровском проспекте — ночная прогулка:
Да!Были люди! И создали такую красоту и на века!
Автору: Ольга — спасибо огромное за прогулку! Какая же красота вокруг! Фотографии классные! Мне уже осталось всего полгода и я снова окунусь в волшебство Петербургской земли! Какие дома — это просто сказка!!!!!!